Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/381.doc
Дата изменения: Thu Apr 30 13:38:55 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:03:21 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]


IX Съезд Российского Союза ректоров

«Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических
условиях: лидерство, результативность, стабильность»



Секция « Воспитание физической культуры в молодежной среде»



РЕШЕНИЕ

Участие в работе очередного съезда Российского Союза ректоров
Президента страны Д.А. Медведева в значительной степени определило
атмосферу принципиального откровенного и созидательного подхода участников
съезда при обсуждении актуальных проблем состояния и развития системы
образования и, в частности, высшей школы Российской Федерации. Особое
удовлетворение вызвало заявление Президента о том, что «.нужно не бороться
с кризисом, а использовать ситуацию для формирования системы ценностей
объединяющих общество».

Участниками съезда это воспринято как готовность руководства
государства к развитию системы образования, укреплению духовно-
нравственного состояния молодежи.

В работе секции «Воспитание физической культуры в молодежной среде»
приняли участие ректоры вузов и специалисты физической культуры и спорта,
среди них Председатель Комитета Госдумы по физической культуре и спорту
А.Т. Сихарулидзе, Президент РГУФКС и Т О.В. Матыцын, член Государственного
Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту
В.А. Таймазов, всего - 27 человек.

Физическое воспитание в совокупности с образованием, культурой и
охраной здоровья населения следует рассматривать как одну из составляющих
духовно-нравственной основы общества.

Участники заседания отметили недостаточное внимание в государственной
политике за последние 20 лет на поддержание и развитие физической культуры
в молодежной среде, в том числе студенческой.

В результате чего состояние здоровья молодежи не укрепляется или хотя бы
поддерживается, а ухудшается.

Имеются данные, что в школу приходят 70% здоровых детей, а среди
выпускников вузов здоровых - 7,6%.

Имеет место при планировании и выполнении учебной нагрузки по
физическому воспитанию в вузах сокращение учебных часов от нормативов,
предусмотренных образовательными стандартами. Материальная база часто также
не соответствует нормам (спортивные залы, бассейны, стадионы, площадки и т.
п.). Нарушены традиции по функционированию в вузах межвузовских отделений
высшего спортивного мастерства по отдельным видам спорта. Во многих вузах
прекратили существования «Спортивные клубы» - затраты бюджетных средств на
спортивную работу квалифицируется как нецелевое использование финансов.
Требует совершенствования врачебно-физкультурный контроль состояния
здоровья студентов, как при допуске первокурсников к занятиям физической
культурой, так и особенно студентов-спортсменов. Отсутствует согласованная
система внутривузовских, региональных, общероссийских и международных
соревнований студентов.

Последние реформы армии лишили возможности спортсменов высокого
уровня, членов сборных команд страны проходить воинскую службу в
Центральном спортивном клубе армии, что может принести к утрате спортивной
формы талантливыми спортсменами, т. е. к их потери.

Участники заседания секции предлагают:

1. Внести в Федеральный закон «О физической культуре и спорте»:

- во вторую статью понятие «студенческий спорт» с соответствующей
«расшифровкой»;

- в шестой статье «Полномочия Российской Федерации в области
физической культуры и спорта» и в восьмой статье «Полномочия субъектов
Российской Федерации» особо оговорить возможности (права и обязанности)
поддержки студенческого спорта.

2. Необходимо на государственном уровне проводить регулярный
мониторинг состояния здоровья и физического состояния молодых людей.

Для средней школы требуется изменить, так называемый «федеральный
компонент», который сегодня «зарегламентировал» деятельность учителя
физической культуры. Занятия физкультурой увеличить до 3 часов в неделю
вместо 2. Рассмотреть вопрос об обеспечении возможности ввести один день в
неделю (субботу) как « день организованного спорта».

Рассматривать возрастные периоды привлечения молодежи к спорту как
непрерывное «физическое» образование: дошкольники-школьники-студенты

и т. д.

3. В вузах в число аккредитационных и рейтинговых показателей ввести
оценку состояния здоровья студентов, спортивные достижения, состояние
спортивной базы. Победителей подобных «смотров конкурсов» поощрять
выделением дополнительных г/б средств, в т. ч. и на развитие материально-
технической базы.

4. Для спортсменов высокого класса, членов сборных команд страны,
возможно, следует предусмотреть право альтернативной гражданской службы.

5. Уделять внимание пропаганде среди молодежи занятий спортом, вводить
дополнительные факторы мотивации, в том числе шире использовать СМИ,
включая возможности «Интернета». « Здоровый образ жизни, занятия спортом -
норма жизни общества».

Преподавание истории страны, кроме изучения побед и поражений в
войнах, следует изучать на истории участия в Олимпийских играх, Первенствах
мира, жизни выдающихся спортсменов.

6. Помимо государственной концепции развития физического воспитания и
спорта (она имеется «..до 2020 года) необходима Государственная Программа,
в которой наряду с изложением целей, задач, форм и методов следует
предусмотреть полномочия и степень ответственности за обеспечение ее
реализации на всех уровнях государственной власти - федеральном,
региональном, муниципальном, в т. ч. Минобрнауки, Минспорта,
Минздравсоцразвития, Минфина руководителей конкретных организаций.
Определенную роль может и должен занять Студенческий Союз.


Куратор секции,
Вице-президент Российского Союза ректоров,
Президент Санкт-Петербургского

государственного университета

технологии и дизайна В.Е. Романов