Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/383.doc
Дата изменения: Wed May 20 13:51:18 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:09:32 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]


IX Съезд Российского Союза ректоров

«Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических
условиях: лидерство, результативность, стабильность»



Секция «Фундаментальное образование - генерация знания на базе научных
исследований»

РЕШЕНИЕ
В рамках проведения IX Съезда Российского Союза ректоров 20 марта 2009
г. в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова
состоялось заседание секции по тематике: «Фундаментальное образование -
генерация знания на базе научных исследований». В заседаниях секции приняли
участие ректоры высших учебных заведений, научно-педагогические работники и
специалисты, работающие в области образования и профессиональной подготовки
кадров, ученые и представители научно-исследовательских учреждений,
предприятий и общественных организаций.

Участники заседания поддержали обращение Президента Российской
Федерации Д.А.Медведева к делегатам съезда, особо одобрили тезис о том,

что меры по развитию образования нельзя сводить к борьбе с кризисными
явлениями в финансово-экономической сфере, президентские инициативы по
обеспечению возможности студентам, обучающимся за плату, и хорошо
успевающим студентам переходить на бюджетные места, решения о фиксации
платы в рублях на весь период обучения в вузах и трудоустройстве
выпускников высшей школы.

В контексте современной социально-экономической ситуации именно высшая
школа в совокупности с наукой призваны стать лидирующими сферами,
предопределяющими экономический подъем, способными многократно повысить
эффективность отраслей и кластеров уже в ближайшей перспективе.

Поэтому, по мнению участников заседания, необходимо сохранить
набранные темпы и качественные параметры развития образования и науки через
их приоритетную поддержку и стимулирование на государственном уровне.

Участники заседания высказали предложения по сохранению и развитию
фундаментального образования как основы высокого качества российского
образования на базе интеграции образования и науки. Важнейшей компонентой
фундаментального образования является генерация знания и исследовательская
деятельность, поэтому участники заседания поддержали планы создания в
стране национальных исследовательских университетов.

В ходе обсуждений подчеркивалось, что важнейшим преимуществом
университетского образования является возможность реализации
междисциплинарных подходов в образовании и науке, развития когнитивных
исследований, при этом отмечена важность создания в МГУ имени
М.В.Ломоносова Института человека.

Поддержана исключительно важная инициатива Правительства Российской
Федерации о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона,
предусматривающего вхождение университетов в уставные капиталы новых
хозяйственных обществ. Безусловно, это станет мощным фактором дальнейшего
развития Национальной инновационной системы нашей страны, способствуя
развитию фундаментального образования и науки, а также явится одной из
действенных антикризисных мер, способствуя созданию новых рабочих мест для
выпускников высших учебных заведений. При этом отмечена высокая
эффективность деятельности технопарков Московского государственного
университета имени М.В.Ломоносова, Белгородского государственного
университета, Южного федерального университета, Южно-Уральского
государственного университета, которыми обеспечивается внедрение не только
инновационно-технологических разработок, но также компетентностных
подходов, дополняющих фундаментальное образование.

Обращено внимание на то, что сегодняшние тенденции в области
образования, науки и инновационно-технологической деятельности указывают на
возникновение процессов смены технологического уклада, современного
общества, которые предусматривают возможность существенной корректировки
парадигмы развития образования и науки, но при этом важно сохранить
принципы фундаментальности образования как императива развития системы
университетского образования.

Признана особая важность сетевых технологий в организации науки и
образования, позволяющих не только организовать эффективное взаимодействие
университетов страны, но и достичь синергетического эффекта в повышении
качества фундаментального образования и науки, обеспечить доступ к центрам
коллективного пользования уникальным научным оборудованием и
вычислительными ресурсами; отмечена важность создания под эгидой
Российского Союза ректоров Суперкомпьютерного консорциума университетов
(МГУ имени М.В.Ломоносова, Нижегородский, Томский и Южно-Уральский
государственные университеты), позволившего России закрепиться в числе
ведущих в этом отношении государств мира.

Единодушно поддержано мнение об исключительно важном значении развития
гуманитарной компоненты фундаментального образования, имеющей не только
огромное мировоззренческое, общекультурное и воспитательное значение, но и
позволяющей обеспечить практику определения доминирующих настроений в
обществе. Участники секции подчеркнули важную роль университетских музеев,
играющих большую роль в нравственном и патриотическом воспитании студентов
и школьников.

Все участники заседания отметили необходимость особого отношения к
средней школе, призвав оказывать всяческое содействие со стороны
университетского сообщества в изучении классических дисциплин (математики,
физики, астрономии, русского языка, литературы и др.). При этом высказано
мнение, что ЕГЭ - это один из способов определения качества и уровня
образования по фундаментальным школьным дисциплинам (зачастую низкого), в
то время как сегодня нужны радикальные меры по решению проблемы
недостаточных знаний школьников.

Подчеркнута особо важная роль проведения олимпиад школьников, как
эффективного механизма поиска и отбора талантливой молодежи.

Участники заседания отметили необходимость продолжения международных
контактов в сфере фундаментального образования, уделив особое внимание
сотрудничеству со странами СНГ.

Все участники заседания поддержали заявление о важности развития
университетских традиций как одной из ценностей фундаментального
университетского образования.



Участники заседания секции считают необходимым:

- поддержать обращение Президента Российской Федерации Д.А.Медведева к
делегатам съезда;

- всем вузам России оказывать всемерное содействие реализации
президентских инициатив по обеспечению возможности студентам,
обучающимся за плату, и хорошо успевающим студентам переходить на
бюджетные места, решений о фиксации платы в рублях на весь период
обучения в вузах и трудоустройстве выпускников;

- Российскому Союзу ректоров интенсифицировать деятельность по
разработке Образовательного кодекса как документа, интегрирующего
нормативно-правовые основы системы образования;

- рекомендовать Государственной Думе ускорить работу по принятию
нормативных актов, предоставляющих вузам право участвовать в создании
малых инновационных предприятий;

- Российскому Союзу ректоров обратить особое внимание на развитие
сотрудничества с общеобразовательной школой и проведение олимпиад
школьников;

- считать основной задачей университетов развитие фундаментального
образования и науки и участие в построении Национальной инновационной
системы в Российской Федерации.


Куратор секции,
член Правления Российского Союза ректоров,
Ректор Томского государственного университета
Г.В. Майер