Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/397.doc
Дата изменения: Mon Jun 1 16:12:37 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:05:34 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]


IX Съезд Российского Союза ректоров

«Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических
условиях: лидерство, результативность, стабильность»



Секция «Система образования
в контексте новых законодательных инициатив»

РЕШЕНИЕ
В рамках проведения IX Съезда Российского Союза ректоров

20 марта 2009 года в Московском государственном университете

имени М.В.Ломоносова проведено заседание секции по тематике: «Система
образования в контексте новых законодательных инициатив». В заседании
секции приняли участие ректоры высших учебных заведений, научно-
педагогические работники и специалисты, работающие в области образования и
профессиональной подготовки кадров, ученые и представители научно-
исследовательских учреждений, предприятий и общественных организаций. Всего
в работе секции приняло участие более 80 участников съезда.

Основным вопросом повестки дня было обсуждение путей совершенствования
законодательного обеспечения и развития образования, а также рассмотрение
выдвинутых Президентом Российской Федерации и Российским Союзом ректоров
инициатив в этой сфере. В выступлениях участников и поступивших докладах
зафиксирована поддержка инициатив Президента о реализации необходимых
антикризисных мер в сфере образования, в том числе предоставление
образовательных кредитов, как одного из способов обеспечения доступности
образования. Выступавшие отметили важность нормативного закрепления
обеспечения доступности кредита на образование и расширения круга
субъектов, имеющих право на получение такого кредита.

Обращено внимание на необходимость реализации инициативы Президента о
поддержке трудоустройства студентов, и прежде всего тех, кто обучается с
полным возмещением затрат, а также о возможности перевода контрактных
студентов на вакантные бюджетные места. Нуждается в нормативном
закреплении, по мнению участников, предложение Президента о фиксации цены
за обучение на весь период обучения.

Участниками секции обсужден вопрос о возможности отсрочки и
реструктуризации оплаты, оценена его значимость и важность в условиях
мирового финансового кризиса.

2. Участники заседания одобряют и поддерживают инициативы и
предложения, с которыми от имени научно-педагогической общественности
выступал и выступает Российский Союз ректоров.

В том числе, поддержана стратегическая инициатива Российского Союза
Ректоров «Новое образовательное измерение». Высказаны предложения о
необходимости прекращения или снижения удельной доли подготовки по
невостребованным специальностям, специалистов, по которым не удается
трудоустроить после выпуска из университета, и в то же время увеличения
бюджетных мест для технических специальностей, инженерных специальностей и
иных востребованных специальностей, переподготовка по востребованным
специальностям.

Поддержана инициатива Патриарха Кирилла о введении образовательного
стандарта на воспитание как составной части образовательного процесса
наряду с обучением, а также всеобщей его реализации.

3. По мнению собравшихся, не вызывает сомнений тот факт, что
правовые проблемы, накопившиеся в системе образования, требуют своего
решения. В этой связи, заслуживает поддержки основная идея законопроекта
«Об образовании в Российской Федерации» - установление системного и
функционально полного правового регулирования общественных отношений,
возникающих в сфере образования, обеспечения стабильности и преемственности
в развитии законодательства об образовании. Вместе с тем, участники
секционного заседания считают, что в рамках указанного законопроекта
приоритетное внимание необходимо уделить следующим вопросам:

- максимально полное отражение в тексте проекта федерального закона
уже предусмотренных действующим законодательством гарантий деятельности
образовательных учреждений, обеспечить преемственность положительных и
результативных сторон действующего законодательства при разработке нового
законодательства об образовании;

- уточнить круг субъектов образовательной деятельности и их правовой
статус;

- уточнить понятийный аппарат законодательства в сфере образования,
дать четкое определение используемых в законодательстве об образовании
терминов;

- провести унификацию типологии и видологии образовательных
организаций;

- нормативно регламентировать новые форм образовательной деятельности
(с использованием дистанционных технологий и т.д.);

- определить порядок создания и правовой статус филиалов российских
образовательных организаций, действующих в других государствах, в том числе
возможность создания филиалов на основании решения самих образовательных
организаций, согласованному с учредителем;

- унифицировать перечень льгот при поступлении в образовательные
учреждения;

- нормативно закрепить особенности заключения и прекращения договоров
об оказании платных образовательных услуг;

- регламентировать права, обязанности и гарантии субъектов
образовательной деятельности, связанные осуществлением целевого набора в
образовательные учреждения;

- уточнить нормы, регламентирующей правовой статус педагогических
работников, устанавливающие повышенную социальную значимость
педагогического труда;

- нормативно закрепить материальные и финансовые стимулы,
обеспечивающие приток в сферу образования лучших специалистов;

- закрепить гарантии реальной автономии образовательных учреждений и
финансово-экономической самостоятельности;

- предусмотреть нормы, устанавливающие льготы (в т.ч. налоговые) и
преференции образовательным учреждениям и спонсорам, поддерживающим
образование, а также исключающие из налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль образовательных организаций доходы от предпринимательской
деятельности, инвестируемые в образовательный процесс, независимо от
источника получения таких доходов (основная деятельность, либо иная
приносящая доход предпринимательская деятельность);

- предусмотреть нормы, устанавливающие минимальный объем
финансирования сферы образования государством;

- выделить в структуре проекта федерального закона раздел, содержащий
нормы о качестве образовательных услуг и контролю за качеством
образовательных услуг.

- регламентировать осуществление российскими образовательными
организациями двухсторонних образовательных программ с зарубежными
организациями (в настоящее время отсутствует действующая нормативная
правовая база по данному вопросу).

4. Учитывая все достоинства единообразного подхода выраженного в
концепции принятия нового Федерального закона «Об образовании», участники
секционного заседания считают целесообразным разработку и принятие нового
кодифицированного федерального законодательного акта, интегрирующего
законодательство по всем уровням системы образования.

5. Учитывая современную социально-экономическую обстановку в
Российской Федерации, актуальной задачей, по мнению выступавших, является
пересмотр административных процедур в сфере образования (процедуры
лицензирования, государственной аккредитации).

7. Кроме того, в изменении нуждается и ряд действующих законодательных
актов:

- необходима корректировка Федерального закона от 30.12.2006 г. ?275-
ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих
организаций» в части расширения понятия целевого капитала и включения в его
состав не только денежных средств, но и имущества, и имущественных прав;

- необходима корректировка в сторону увеличения стоимости движимого
имущества, право распоряжения которым ограничено согласно ч.2 ст.3
Федерального закона «Об автономных учреждениях», нормы Постановления
Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. ? 337.

В работе секции была отмечена проблема эффективности работы
образовательных учреждений. В этой связи, предложено разработать и
нормативно отразить критерии эффективности деятельности образовательных
учреждений, а также разработать программу поддержки эффективных
образовательных учреждений.

В целом участники секционного заседания считают, что привлечение
представителей системы образования к обсуждению и решению вопросов
концепции дальнейшей нормативно - правовой регламентации деятельности в
сфере образования будет способствовать верному определению направлений
изменения и развития законодательства в данной сфере, правильному
формулированию и расположению норм права при создании проекта
кодифицированного нормативного правового акта, принятию верных решений,
касающихся развития системы образования.




Куратор секции,
Член Правления
Российского Союза ректоров,
Ректор Дальневосточного
государственного университета
В.И. Курилов