Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/67.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:59 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:57:03 2012
Кодировка: koi8-r

ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1
(ред. от 30.06.2007)
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ"


Статья 8. Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой
совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных
образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций
независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и
организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных
объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ)


Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее
федеральных органов государственной власти и органов управления
образованием подлежат:
1) формирование и осуществление федеральной политики в области
образования;
2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах
своей компетенции;
2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области
образования;
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 123-ФЗ)
3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ
в области образования;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4) формирование федеральных государственных органов управления
образованием, а также ведомственных органов управления образованием и
руководство ими, назначение руководителей этих органов;
5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений
федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми
положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации
федеральных государственных образовательных учреждений;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся
профессиональная подготовка и профессиональное образование;
8) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных
образовательных учреждений;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
9) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных
учреждениях;
11) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации
образовательных учреждений;
(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
11.1) установление форм и порядка проведения государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, в том числе единого государственного экзамена,
порядка проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а
также порядка подачи и рассмотрения апелляций;
(пп. 11.1 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
11.2) организация проведения единого государственного экзамена на
территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных
измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и
обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах
Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки
экзаменационных работ участников единого государственного экзамена,
формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого
государственного экзамена и о результатах единого государственного
экзамена;
(пп. 11.2 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
11.3) установление порядка приема в государственные и муниципальные
образовательные учреждения, в том числе порядка проведения дополнительных
вступительных испытаний при поступлении в государственные и муниципальные
образовательные учреждения среднего профессионального образования и
государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего
профессионального образования;
(пп. 11.3 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
11.4) установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения;
(пп. 11.4 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
12) установление порядка аттестации педагогических работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников
органов управления образованием;
13) установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных
государственных образовательных учреждениях;
(пп. 13 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
14) установление федеральных компонентов государственных
образовательных стандартов, определение порядка подтверждения документов
государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых
званиях, подтверждение таких документов за счет средств заявителя,
определение порядка признания и установления в Российской Федерации
эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых
степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности таких
документов за счет средств заявителя;
(пп. 14 в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
15) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
16) установление:
федеральных нормативов финансирования образования обучающихся,
воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений;
общих принципов финансирования образовательных услуг;
образовательного ценза педагогических работников;
ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных
государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-
квалификационных групп;
социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и
педагогических работников федеральных государственных образовательных
учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных
обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного
образовательного кредита;
федеральных требований к образовательным учреждениям в части
строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений;
порядка разработки и использования дистанционных образовательных
технологий;
(пп. 16 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
17) финансирование федеральных государственных образовательных
учреждений и образовательных услуг;
(пп. 17 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
18) утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых
или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на
основе экспертизы федеральных перечней таких учебников;
(пп. 18 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
18.1) утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание
учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном
процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих
образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а
также утверждение перечня этих организаций;
(пп. 18.1 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
19) информационное и научно-методическое обеспечение системы
образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных
планов и примерных программ курсов, дисциплин, учебной литературы и учебных
пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в
области образования;
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
20) организация федеральной системы подготовки и переподготовки
педагогических работников и работников государственных органов управления
образованием;
21) надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации
в области образования и качества образования (в части федеральных
компонентов государственных образовательных стандартов), принятие мер по
устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области
образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения
предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием;
(пп. 21 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся порядка присуждения премий Правительства РФ в
области образования, см. Постановление Правительства РФ от 26.08.2004 N
440.

22) установление и присвоение государственных наград и почетных званий
работникам образования;
23) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;
24) лицензирование и государственная аккредитация:
высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным
программам;
научных организаций и образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования, реализующих образовательные программы
послевузовского профессионального образования и дополнительного
профессионального образования, по которым установлены федеральные
компоненты государственных образовательных стандартов;
образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные
образовательные программы;
федеральных государственных образовательных учреждений среднего
профессионального образования, реализующих образовательные программы
среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах
обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной
энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям,
перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
расположенных за пределами территории Российской Федерации российских
образовательных учреждений и филиалов российских образовательных учреждений
по всем реализуемым ими образовательным программам;
(пп. 24 в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
25) организация и осуществление, в том числе в соответствии с
международными договорами, экспертизы содержания и качества подготовки
выпускников иностранных образовательных учреждений, реализующих
образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в
Российской Федерации государственных образовательных стандартов, по
заявлениям образовательных учреждений за счет средств таких образовательных
учреждений.
(пп. 25 введен Федеральным законом от 20.04.2007 N 56-ФЗ)


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.08.1996 N 125-ФЗ
(ред. от 13.07.2007)
"О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"


Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав
граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского
профессионального образования

1. Государственная политика в области высшего и послевузовского
профессионального образования основывается на принципах, определенных
Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих
принципах:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
2) непрерывность и преемственность процесса образования;
3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального
образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и
традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений
развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов,
переподготовки и повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных
направлений научных исследований в области высшего и послевузовского
профессионального образования.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и
послевузовского профессионального образования посредством:
1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в
федеральных государственных образовательных учреждениях высшего
профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на
каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему
образованию;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и
другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и
послевузовского профессионального образования государственных стипендий,
мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с
законодательством;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.
О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления
образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего
профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, см.
Постановление Правительства РФ от 23.08.2007 N 534.

5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского
профессионального образования;
6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
7) создание условий для интеграции образования и науки
4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной
основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего
профессионального образования в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы
получения высшего и послевузовского профессионального образования,
образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).
Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского
профессионального образования могут быть установлены исключительно
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 2.1. Интеграция образования и науки
Интеграция образования и науки может осуществляться в формах и
направлениях, не противоречащих закону, включая:
проведение высшими учебными заведениями научных исследований и
разработок на основании государственных или муниципальных контрактов, за
счет грантов или иных источников финансирования;
взаимное привлечение высшими учебными заведениями и научными
организациями работников на договорной основе для участия в образовательной
и (или) научной деятельности;
реализация высшими учебными заведениями и научными организациями
совместных научно-образовательных проектов, осуществление научных
исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных
действий на договорной основе;
реализация научными организациями образовательных программ
послевузовского профессионального образования, а также образовательных
программ дополнительного профессионального образования;
создание на базе высших учебных заведений научными организациями
лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую
деятельность, в порядке, установленном Правительством законодательством
Российской Федерации;
создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций
кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном
Правительством законодательством Российской Федерации;
создание научно-образовательных объединений научных организаций и
высших учебных заведений в форме ассоциаций или союзов в соответствии с
законодательством Российской Федерации


Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального
образования

Структура системы высшего и послевузовского профессионального
образования представляет собой совокупность:
государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского
профессионального образования и образовательных программ высшего и
послевузовского профессионального образования;
имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и
образовательных учреждений соответствующего дополнительного
профессионального образования независимо от их организационно-правовых
форм;
научных, проектных, производственных, клинических, медико-
профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений,
организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих
функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального
образования;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и
подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
общественных и государственно-общественных объединений (творческих
союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических
советов и иных объединений).


Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение,
учрежденное и действующее на основании законодательства Российской
Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в
соответствии с лицензией образовательные программы высшего
профессионального образования.
2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:
1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном
и нравственном развитии посредством получения высшего и (или)
послевузовского профессионального образования;
2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и
творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся,
использование полученных результатов в образовательном процессе;
3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с
высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;
4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду
и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных
ценностей общества;
6) распространение знаний среди населения, повышение его
образовательного и культурного уровня.
3. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей
структуры, за исключением их филиалов.
Структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться
по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в
порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Статус и
функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются
положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего
учебного заведения.
Структурные подразделения высшего учебного заведения могут
реализовывать образовательные программы начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего
профессионального образования, а также образовательные программы
дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения
соответствующей лицензии.
Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные
подразделения, расположенные вне места его нахождения.
Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются
учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере образования, соответствующими органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления по месту нахождения филиала.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Типовое положение (положение) о филиалах федеральных государственных
высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Абзацы седьмой - восьмой утратили силу. - Федеральный закон от
20.04.2007 N 56-ФЗ.
Показатели деятельности филиалов высших учебных заведений учитываются
при государственной аккредитации таких высших учебных заведений.
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
Высшее учебное заведение может создавать структурное подразделение
(кафедру), осуществляющую образовательный процесс по образовательным
программам высшего учебного заведения на базе и с учетом направления
научной и (или) научно-технической деятельности научной организации


Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в
сфере высшего и послевузовского профессионального образования
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

1. К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере
высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
1) принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского
профессионального образования и внесение изменений в соответствующие
законы;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального
образования;
5) ратификация международных договоров Российской Федерации,
регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального
образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и
послевузовского профессионального образования относятся:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
1) участие в разработке и реализация государственной политики в
указанной области;
2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
4) издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование
системы высшего и послевузовского профессионального образования;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных
заведений, научных организаций и образовательных учреждений
соответствующего дополнительного профессионального образования и их
государственной аккредитации; (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N
56-ФЗ)
6) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных
высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по
согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
6.1) определение перечня федеральных государственных высших учебных
заведений, в которых осуществляется подготовка граждан, проходивших в
течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на
воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами,
старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным
подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи
51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к
вступительным испытаниям;
(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 06.01.2007 N 1-ФЗ)
7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих
вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;
8) определение порядка разработки, утверждения и введения
государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского
профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
9) определение порядка установления перечня направлений подготовки
(специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования;
10) утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня высших
учебных заведений, при приеме в которые проводится дополнительное
вступительное испытание профильной направленности, и направлений подготовки
(специальностей);
(пп. 10 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
11) определение порядка утверждения перечня направлений подготовки
(специальностей), по которым при приеме в высшие учебные заведения могут
проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной
направленности.
(пп. 11 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере образования, относятся:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
2) утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных
образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой
государственной аттестации студентов и об экстернате в высших учебных
заведениях;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных
программ высшего и послевузовского профессионального образования,
организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных
пособий;
4) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;
5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий
обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;
6) утратил силу. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 56-ФЗ;
7) установление формы документов государственного образца о высшем и
послевузовском профессиональном образовании;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
8) определение порядка подтверждения документов государственного
образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых
степенях и ученых званиях, порядка признания и установления в Российской
Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или
послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых
званиях;
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах;
разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по
объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, учреждений,
действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и
соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений
(организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по
объемам капитального строительства указанных учреждений;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по
определению объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку
специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-
педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки,
а также участие в разработке федеральных нормативов финансирования
соответствующих образовательных учреждений;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых
систем высшего и послевузовского профессионального образования по
определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация
межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
12) определение порядка установления федеральным органам исполнительной
власти, имеющим в ведении высшие учебные заведения, другим главным
распорядителям средств федерального бюджета контрольных цифр приема
граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
(пп. 12 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
13) утверждение положения о подготовке научно-педагогических
работников, в том числе научных работников;
(пп. 13 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
14) установление порядка приема граждан в государственные и
муниципальные высшие учебные заведения, в том числе порядка проведения
дополнительных вступительных испытаний при поступлении в указанные высшие
учебные заведения, и порядка перевода обучающихся из одного высшего
учебного заведения в другое;
(пп. 14 в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего
профессионального образования, согласование создания новых федеральных
государственных учреждений системы высшего профессионального и
соответствующего дополнительного образования;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений
(организаций), действующих в системе высшего и послевузовского
профессионального образования, в федеральных научно-технических программах,
разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям
науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля
за ходом их реализации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными
организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов,
докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского
профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
18) финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных
заведений, учреждений в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
19) согласование нормативных документов в области высшего и
послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного
образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в
ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае
необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;
20) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;
21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-
педагогического персонала;
22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших
учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной
власти, порядок организации указанных филиалов;
23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
24) заключение международных договоров межведомственного характера в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. К полномочиям федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования,
относятся:
1) осуществление контроля качества образования, в том числе качества
подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными
компонентами государственных образовательных стандартов:
в высших учебных заведениях по всем реализуемым ими образовательным
программам;
в научных организациях и в образовательных учреждениях дополнительного
профессионального образования по программам послевузовского
профессионального образования и программам дополнительного
профессионального образования;
в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах
высших учебных заведений;
2) лицензирование и государственная аккредитация:
высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным
программам;
научных организаций и образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования по программам послевузовского
профессионального образования и программам дополнительного
профессионального образования, по которым установлены федеральные
компоненты государственных образовательных стандартов;
расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалов
высших учебных заведений;
3) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства
Российской Федерации в области образования высшими учебными заведениями, а
также научными организациями и образовательными учреждениями
дополнительного профессионального образования, реализующими образовательные
программы послевузовского профессионального образования и дополнительного
профессионального образования, по которым установлены федеральные
компоненты государственных образовательных стандартов;
4) принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской
Федерации в области образования, в том числе путем направления в
образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) обязательных для
исполнения предписаний, а также контроль за исполнением таких предписаний;
5) осуществление контроля и надзора за деятельностью советов по защите
диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой
степени доктора наук, ученых (научно-технических) советов высших учебных
заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального
образования и научных организаций по вопросам присвоения ученых званий;
6) выдача разрешений на создание советов по защите диссертаций на
соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени
доктора наук, установление полномочий этих советов и определение перечня
специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема
диссертаций для защиты;
7) рассмотрение в установленном порядке вопросов присвоения ученых
званий профессора по специальности, профессора по кафедре, доцента по
специальности, доцента по кафедре, присуждения ученых степеней кандидата
наук, доктора наук; выдача соответствующих аттестатов и дипломов
установленного образца, а также рассмотрение вопросов лишения,
восстановления указанных ученых званий и ученых степеней;
8) признание и установление эквивалентности на территории Российской
Федерации документов иностранных государств о высшем или и послевузовском
профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
9) информационно-методическое обеспечение деятельности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
функции по контролю и надзору в сфере образования;
10) подтверждение документов государственного образца о высшем или
послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых
званиях.
(пп. 10 введен Федеральным законом от 20.04.2007 N 56-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
5. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной
власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения,
устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными
Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)


Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского
профессионального образования

1. За высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности,
предусмотренной его уставом, учредитель закрепляет на праве оперативного
управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а
также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного
и иного назначения.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Негосударственные высшие учебные заведения могут быть собственниками
имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. За высшим учебным заведением закрепляются в постоянное (бессрочное)
пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
4. Высшие учебные заведения вправе выступать в качестве арендатора и
(или) арендодателя имущества.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Высшиее учебныое заведенияе имеюет право по согласованию с учредителем
и в соответствии с договорами, заключенными с научными организациями об
осуществлении научной и (или) научно-технической деятельности,
предоставлять им в пользование движимое и недвижимое имущество, а также
использовать по договорам с научными организациями об осуществлении
образовательной деятельности движимое и недвижимое имущество, принадлежащее
научным организациям на праве собственности, оперативного управления или
хозяйственного ведения. Между государственными некоммерческими
организациями указанные отношения по согласованию с их учредителями могут
осуществляться на безвозмездной основе.
5. Использование высшим учебным заведением природных ресурсов
осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
6. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Пункт 7 статьи 27 признан не соответствующим Конституции РФ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П в части,
содержащей запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых
помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными
образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного
закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу.

7. Высшие учебные заведения, закрепленные за ними на правах
оперативного управления либо находящиеся в их самостоятельном распоряжении
объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые
помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного,
социального, культурного назначения, а также жилые помещения, расположенные
в сельской местности, общежития, клинические базы образовательных
учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении
образовательных учреждений или в ином ведении, в том числе во владении,
пользовании и (или) распоряжении, учреждения, действующие в системе высшего
и послевузовского профессионального образования, приватизации
(разгосударствлению) не подлежат.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.1996 N 127-ФЗ
(ред. от 04.12.2006)
"О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"



Статья 5. Научная организация

1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное
объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную
и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и
действующие в соответствии с учредительными документами научной
организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские
организации, научные организации образовательных учреждений высшего
профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-
конструкторские, проектно-технологические и иные организации,
осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Научная организация с целью подготовки и переподготовки научных
работников и специалистов необходимой квалификации может осуществлять
обучение лиц, имеющих диплом о высшем профессиональном образовании, по
образовательным программам послевузовского профессионального образования, а
также по образовательным программам дополнительного профессионального
образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Научные организации осуществляют сотрудничество и координацию своей
деятельности с образовательными организациями в формах и направлениях, не
противоречащих закону, в том числе на договорной основе.
Научная организация в соответствии с договором, заключенным с высшим
учебным заведением, может создавать структурное подразделение
(лабораторию), осуществляющуюее научную и (или) научно-техническую
деятельность по профилю создающей его ее научной организации на базе
высшего учебного заведения и с учетом характера образовательных программ и
тематики его научных исследований образовательных организаций.
2. Абзацы первый - третий утратили силу. - Федеральный закон от
30.06.2005 N 76-ФЗ.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся порядка присвоения статуса государственного
научного центра, см. Указ Президента РФ от 22.06.1993 N 939.

Научной организации, которая находится в ведении федерального органа
исполнительной власти или государственной академии наук и ее региональных
отделений, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование,
располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и
научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила
международное признание, Правительством Российской Федерации может
присваиваться статус государственного научного центра.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 202-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2005 N 76-ФЗ.
3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом,
передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной
учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
Государственные научные организации, учрежденные Правительством
Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют
право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не
используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том
числе недвижимое. Размер арендной платы определяется договором и не должен
быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду
имущества в местах расположения таких организаций.
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и
используются указанными организациями в качестве источника дополнительного
бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической
базы.
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.1998 N 111-ФЗ)
Научная организация имеет право в соответствии с договорами,
заключенными с образовательными организациями об осуществлении
образовательной, научной и (или) научно-технической деятельности
предоставлять им в пользование движимое и недвижимое имущество, а также
использовать движимое и недвижимое имущество, принадлежащее образовательным
организациям на праве собственности или оперативного управления. Между
государственными некоммерческими организациями указанные отношения по
согласованию с их учредителями могут осуществляться на безвозмездной
основе.
4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-
исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять
производственные фонды.
5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое
сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
международными договорами Российской Федерации.
6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-
технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной
научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного,
опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
7. Утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 202-ФЗ.



Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-технической
политики

1. Основными целями государственной научно-технической политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование
научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в
развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач,
обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области
материального производства, повышение его эффективности и
конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и
защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности
государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение
интеграции взаимосвязи науки и образования.
2. Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из
следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень
развития производительных сил государства;
гласность и использование различных форм общественных обсуждений при
выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе
научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых
осуществляется на основе конкурсов;
гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
интеграция науки и образования научной, научно-технической и
образовательной деятельности на основе различных форм участия работников,
аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального
образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках
посредством создания учебно-научных комплексов, лабораторий на базе
образовательных организаций учреждений высшего профессионального
образования, учебных кафедр на базе научных организаций государственных
академий наук, а также научных организаций федеральных органов
исполнительной власти;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 202-ФЗ)
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области
науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и
техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности
через систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности
посредством создания системы государственных научных центров и других
структур;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
развитие международного научного и научно-технического сотрудничества
Российской Федерации.