Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/71.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:10:00 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:59:45 2012
Кодировка: koi8-r

В.Г. Григоренко
Председатель Совета ректоров вузов
Дальневосточного федерального округа,
Ректор Дальневосточного
государственного университета путей
сообщения

Перспективы развития международного сотрудничества университетов
Дальневосточного региона

Международное сотрудничество в образовании и науке является одним из
ключевых направлений деятельности вузов Дальневосточного региона.
Основные цели и задачи, стоящие перед вузами в этой области,
определены соответствующими положениями национальных стратегий развития
образовательного и научно-технического комплексов России,
внешнеполитическими установками руководства страны.
Особое место в сотрудничестве с новыми индустриальными и
развивающимися странами отводится Китаю, который располагает научно-
техническими комплексами полного профиля и играет важную роль на мировом
рынке образовательных услуг. Приоритетной задачей, решаемой в
сотрудничестве с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (КНР,
Япония, Республика Корея, Малайзия Таиланд и др.), является содействие
продвижению отечественных научно-технологических разработок и технологий на
рынки высокотехнологичной продукции на основе активного использования
имеющихся в этих странах систем информационно-маркетингового сопровождения
и финансовой поддержки проектов.
Международный рынок образовательных услуг - это целая отрасль
мирового хозяйства с ежегодным объемом продаж в несколько десятков
миллиардов долларов США и объемом потребителей в несколько миллионов
человек. При этом самый массовый, занимающий большую долю рынка сектор -
услуги по получению высшего образования иностранными студентами. Более 50%
всех студентов, получающих образование за рубежом, являются выходцами из
стран Азии. Лидером здесь является КНР, чья бурно растущая экономика как
никогда нуждается в высококвалифицированных кадрах.
Экономический эффект от экспорта образовательных услуг складывается из
ряда статей и имеет кумулятивный характер. Во-первых, это доходы учебных
заведений и налоги на них, получаемые государством. Сопоставимыми с ними
являются расходы иностранных студентов в стране проживания. В дальнейшем,
достаточно высокий процент выпускников получают рабочие места в стране
обучения, удовлетворяя потребности национальной экономики в различных
специальностях. Для нашей страны можно сделать ставку на то, что после
обучения работать и жить в России останутся и студенты из стран СНГ.
К сожалению, в настоящее время доля России на мировом образовательном
рынке незначительна. В то же время наша высшая школа может стать крупным
игроком в данном секторе, воспользовавшись имеющимися преимуществами.
Среди них - географическая близость с расширяющими потребление
образовательных услуг странами АТР. Другими серьезными аргументами в пользу
получения образования в России является относительная дешевизна наших услуг
в этой сфере, фундаментальность российского образования и длительный опыт
обучения иностранных студентов.
Для расширения роли российской высшей школы на мировом рынке услуг
необходимо приложить усилия к решению ряда проблем, связанных с
недостатками инфраструктуры. Состояние компьютерного парка и лабораторного
оборудования, наличие свободного доступа в Интернет и оснащенность учебных
аудиторий имеют определяющее значение для иностранных студентов при выборе
страны обучения. Рост числа потребителей российских образовательных услуг
сдерживает также недостаток мест в общежитиях и их состояние. По многим
специальностям, представляющим большой интерес для иностранцев,
преподавание ведется только на русском языке. Устранение языкового барьера
также должно содействовать росту числа иностранных студентов, обучающихся в
российских ВУЗах.
Образовательной сфере Дальневосточного региона присущи общероссийские
проблемы, вследствие чего она недостаточно глубоко интегрирована в систему
международных связей со странами АТР. Вместе с тем, наличие общих границ с
КНР, налаженные связи с Японией и Республикой Корея, а также высокий
потенциал высшей школы Дальнего Востока РФ обязывают нас расширять экспорт
образовательных услуг. Конечно, качество существующей социальной
инфраструктуры, как правило, не соответствует требованиям иностранных
студентов. Развитие социальной инфраструктуры (общежитий, столовых и кафе,
центров досуга молодежи) потребует определенного времени и значительных
финансовых вложений, но надо начинать работать уже сегодня. Может быть,
стоит подумать над созданием межвузовского центра проживания иностранных
студентов.
Привлечение молодежи в наши профессиональные учебные заведения из
стран АТР - является важным направлением работы вузов региона, позволяющим
создать новую перспективную отрасль экономики края, предоставляющую
образовательные услуги. Кроме того, сокращение рождаемости и снижение в
ближайшие годы групп населения школьных возрастов приведет к сокращению
численности поступающих в вузы.

Результатом развития профессионального образования как
высокоэффективной отрасли экономики будет увеличение доходной части
бюджета, усиление социальной привлекательности края, что в свою очередь
существенно повысит цену рабочей силы. А чем больше будет
высокооплачиваемых работников, тем меньше будет бюджет тратить средств на
поддержку малоимущих.

Более высокий уровень квалификации рабочей силы на рынках труда нашего
края позволит предприятиям легче перейти на производство товаров и услуг,
где инновационная и интеллектуальная составляющая делают данные товары и
услуги конкурентоспособными на рынках России и мира.
Приморский и Хабаровский края, Амурская область и ЕАО имеют общую
границу с провинциями КНР, что обусловливает активное использование
различных форм торгово-экономического сотрудничества, сотрудничества в
области образования, науки и трансферта наукоемких технологий в Китай и в
страны АТР.
В период с 1989 - по настоящее время вузы региона установили и
развивают международное сотрудничество с более чем 60 университетами стран
АТР, Европы, США, Австралии и Новой Зеландии. Особенно тесное
сотрудничество осуществляется с вузами КНР, с которыми осуществляются
совместные образовательные программы по программам бакалавриата и
специалиста с выдачей дипломов двух государств по направлениям
экономической, управленческой подготовки, техническим специальностям и
компьютерным наукам. Так, первый договор об образовательном и научно-
техническом сотрудничестве был подписан между Харбинским политехническим
институтом и Хабаровским политехническим институтом (ныне Тихоокеанским
государственным университетом, ТОГУ). За эти годы многие китайские студенты
прошли обучение в Хабаровске, а российские в Харбине. Ученые двух
университетов провели 8 симпозиумов по проблемам передовых технологий в
дальневосточном регионе, также проводился академический обмен профессорами,
преподавателями и учеными. Так, Dr. Li Peijie, прошедший обучение в
докторантуре у профессора Ри Хосена в ТОГУ и защитивший докторскую
диссертацию в Харбинском политехническом институте, в настоящее время
работает в университете Тцинхуа, Пекин и возглавляет лабораторию легких
металлических сплавов.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения на
протяжении последних 10-ти лет успешно реализует совместную образовательную
программу с университетом г.Циндао (провинция Шандун ,КНР),которая
завершается выдачей дипломов государственного образца Китая и России.
ТОГУ совместно с СВСХУ уже на протяжении 10 лет проводит совместную
образовательную программу: состоялись 5 выпусков специалистов, на которых
имеется спрос, как в КНР, так и в России.
За период с 1991 по 2007 г.г. в университетах Хабаровского края прошли
обучение более 1600 китайских студентов из провинции Хэйлунцзян.
По направлению международной деятельности вузов края, как продолжение
образования российских студентов за рубежом, необходимо отметить программу
ТОГУ совместно с университетом земли Саар, Германия, по которой уже в
течение семи лет продолжается обучение наших студентов по программе
магистра и доктора наук. С сентября 2005 года в ТОГУ началась совместная с
университетом Саарланд подготовка магистров по направлению информатика,
преподавание проводится на английском языке для российских студентов и
студентов из стран АТР.
В июле 2002г. ТОГУ и ДВГУПС подписали Меморандум соглашения с
крупнейшей корпорацией "Аккретек" о стажировке студентов из этих вузов на
одном из предприятий этой корпорации с одновременным обучением по своей
специальности в Токийском университете сельского хозяйства и технологий
(ТУСХиТ). Ежегодно представители корпорации отбирают студентов старших
курсов наших университетов для прохождения годичной практики и обучения по
магистерской программе в ТУСХиТ и дальнейшей работе в компании.
По такому направлению, как высококвалифицированное изучение
иностранных языков, следует отметить программу ДВГГУ с Аугсбурским
университетом, по которой преподаватели и студенты ДВГГУ проходят
стажировки по немецкой и английской филологии.
В качестве совместной образовательной программы необходимо отметить
программу ДВГУПС с университетом штата Аляска, по которой обучаются
российские студенты. Они также получают 2 диплома: ДВГУПС и американского
университета Анкоридж.
Ведущие вузы региона (прежде всего ДВГУПС и ТОГУ) имеют высокий
уровень развития международных образовательных программ и инновационной
составляющей, что, на наш взгляд, дает полное основание для включения их в
сеть университетов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
В 2004 году в Хабаровске проводилась международная выставка
«Образовательное пространство стран АТР». Целью проведения выставки явилось
развитие экспорта образовательных услуг через демонстрацию образовательных
программ, курсов и стажировок, предлагаемых высшими учебными заведениями
региона иностранным учащимся и образовательным учреждениям стран АТР. В
ходе выставки прошли презентации образовательных программ региональных
ВУЗов и обсуждение вопросов развития международного сотрудничества в
области образования. Посетителями выставки были представители
образовательных учреждений и региональных органов управления образованием
КНР, Республики Корея, Японии, США, других стран АТР. В работе выставки и
совещания приняли участие представители Федерального агентства по
образованию РФ.
За период с 1993 по 2006 г.г. поочередно в России и в Китае было
проведено шесть международных совещаний ректоров вузов Дальнего востока и
Сибири РФ и Северо-восточных провинций КНР, на которых обсуждались вопросы
межвузовского сотрудничества в области образования, науки, культурных и
спортивных обменов, конкретные результаты совместных научных исследований,
правовые вопросы, связанные с реализацией совместных программ взаимного
обмена студентами и преподавателями, значительное внимание было уделено
вопросам телекоммуникаций и проблеме дистанционного обучения.
В настоящее время завершается подготовка проведения «7-го
международного форума ректоров университетов Дальнего востока и Сибири РФ
и Северо-восточных провинций КНР», который будет проведен в г. Хабаровске 9-
10 октября 2007 года в рамках мероприятий, посвященных году Китая в России.
Перспективными формами международного сотрудничества в области
образования является подготовка высококвалифицированных специалистов по
прямым договорам между вузами стран АТР и России, реализация краткосрочных
образовательных программ, в том числе по языковой подготовке, а также
программ по повышению квалификации и переподготовки специалистов с высшим
образованием, организация совместных факультетов и институтов для
подготовки по согласованным учебным планам и программам. Деятельность вузов
по обмену преподавателями и студентами, научными работниками с целью
изучения языка, обучению по различным программам, включая переподготовку
специалистов, проведение совместных научных исследований, международных
тематических научных конференций будет включена в основные направления
международного сотрудничества.
Совершенствование и развитие международной деятельности вузов
Дальневосточного региона в соответствии с современным уровнем науки
образования будет осуществляться по следующим направлениям:
- расширение экспорта образовательных услуг высших учебных заведений для
привлечения дополнительных финансовых и материальных средств на
развитие системы образования. С этой целью будут разработаны программы
магистерской подготовки по наиболее перспективным направлениям науки,
техники и технологии: информационные технологии, вычислительная
техника и нанотехнологии.
- активизация работы вузов региона в проведении совместных научных
исследований по наиболее актуальным направлениям науки и техники с
ведущими университетами мира;
- расширение международного студенческого, академического, культурного
обмена с университетами стран АТР, Европы и США;
- продолжение работы по расширению и активизации участия студентов,
преподавателей и ученых университетов в международных грантах,
стипендиальных программах, международных образовательных выставках,
ярмарках и научных конференциях;
- развитие действующих и создание новых совместных предприятий с
зарубежными партнерами в области образовательной, научно-
производственной и коммерческой деятельности;
- создание в регионе центра дистанционного обучения иностранных
студентов.