Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/83.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:10:05 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:58:42 2012
Кодировка: koi8-r

Приоритетный национальный проект «Образование»

как база для инновационного развития

и перехода к экономике, основанной на знаниях


На современном этапе стратегия социально-экономического развития
России, обеспечивающего устойчивое повышение благосостояния граждан,
укрепление национальной безопасности и прочные лидерские позиции в
глобальной экономике, состоит в переходе к инновационному типу развития, к
экономике, основанной на знаниях.
Ключевые характеристики такой экономики следующие:
глобализация процессов производства и потребления, предъявляющая общие
требования к правилам и стандартам в различных сферах человеческой
деятельности;
усиление глобальной конкуренции, требующее диверсификации и повышения
гибкости экономики, прорывного развития ее приоритетных инновационных
направлений;
усиление востребованности знаний и компетентностей на рынке труда, что
требует ускоренного развития отраслей, определяющих качество человеческого
капитала; повышения качества профессиональной подготовки работников;
высокого уровня базового общего образования всех граждан страны,
обеспечивающего равные условия для открытой конкуренции на рынке труда,
общечеловеческие нормы коммуникации и межличностного взаимодействия;
быстрая смена технологических процессов на производстве, ускорение
инноваций, усиление их влияния на экономическое развитие, что актуализирует
значимость различных форм повышения квалификации и переподготовки на рынке
труда и делает еще более актуальным развитие системы непрерывного
профессионального образования.
Первейшая задача образовательной политики в условиях перехода к
экономике, основанной на знаниях, - достижение современного качества
образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных
потребностей личности, общества и государства.
Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный
национальный проект «Образование», который выступил не только мощнейшим
катализатором развития образования, но и оказал существенное влияние на
становление инновационной экономики, основанной на знаниях.

Общее образование: образование для всех

В системе общего образования ежегодно, начиная с 2006 года,
поддерживается 3 тысячи школ, внедряющих инновационные образовательные
программы.
Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших
поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение
информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать
в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного
востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход
от школярской установки на «зубрежку», запоминание большого количества
информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих,
исследовательских. В современном образовании такой подход назван
компетентностным, когда детей учат не запоминать информацию, но применять
ее и овладевать универсальными способностями, определяющими успешность и
благополучие в условиях экономики знаний. Таким образом, основой
современных образовательных стандартов должно стать формирование базовых
компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать,
применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно
относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную
образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность
и конкурентоспособность).
Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно
актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и
обновления структуры стандарта образования.
Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением
компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных
возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного
обучения.
Одновременно с обновлением структуры образовательного стандарта,
организацией работ по содержательному наполнению требований к
образовательным программам, условиям их предоставления и результатам
освоения для обеспечения перехода на новый стандарт предусматриваются
системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров,
обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ
методического сопровождения перехода на новый стандарт образования.
Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области
информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий, что
является важным фактором становления и развития экономики знаний. В 2007
году завершается подключение всех образовательных учреждений к сети
Интернет. Поэтому актуализируется
задача за ближайшие два года завершить разработку периодически обновляемого
пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы
основных образовательных программ, выставить их в сети Интернет и
предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми
современными разработками в области информационных технологий. Уже сейчас
создана коллекция цифровых образовательных ресурсов, существенным образом
повысившая образовательные возможности русскоязычного сектора Интернета.
Теперь каждый российский школьник, учитель и родитель может бесплатно
прослушать лучшие произведения отечественной и мировой музыки, посмотреть
картины Третьяковской галереи. Но деятельность по оцифровке культурного
наследия России предстоит еще интенсифицировать. Необходимо предоставить
доступ школьникам к ресурсам Ленинской библиотеки, Русского музея, Эрмитажа
и другим сокровищницам отечественной культуры. Такая насыщенная
информационная среда крайне необходима для обеспечения должной подготовки
школьников к успешной жизни и деятельности в условиях становящейся
экономики знаний.
Общественную поддержку в ходе реализации приоритетного национального
проекта получили социо-культурные комплексы, когда школа берет на себя
лидирующую роль, координируя и управляя реализацией не только
образовательных, но и иных востребованных социальных функций. Особенно
востребованной сегодня становится школа именно как полноправный социальный
партнер, «включенный» в местные социальные сети, инициатор кооперации и
активизации всех социальных институтов по решению насущных вопросов жизни
местного сообщества, участник процессов территориального развития.
Как правило, такие школы достигают наибольших успехов и в организации
профильного обучения. Им удается привлечь и максимально использовать
ресурсы всей социальной инфраструктуры, сделать социум открытым многомерным
образовательным пространством. Тем самым через интеграцию образовательных
программ в экономическое развитие территории успешно решается задача
социализации учащихся.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2007 года
начата поддержка региональных комплексных проектов модернизации
образования. В абсолютном большинстве регионов заработал принцип нормативно-
подушевого финансирования системы образования, суть которого - переход от
финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию
результатов их деятельности, стандартной образовательной услуги,
гарантированной Конституцией Российской Федерации для каждого учащегося.
Только хорошо подготовленный, имеющий высокий социальный статус,
материально защищенный педагог может быть воспитателем молодого поколения и
проводником современных образовательных технологий. Поэтому достойная и
стимулирующая качественную работу зарплата педагогов, учитывающая
современные условия и требования к образовательной деятельности, - один из
главных факторов и значительный резерв повышения качества образования.
Для этого в условиях комплексной модернизации образования в 21 регионе
вводятся новые системы оплаты труда, при которых зарплата учителя зависит в
первую очередь не от количества проведенных уроков, а от качества и
результатов его деятельности. Наряду с обновлением содержания образования
новая оплата труда ведет к устранению учебной перегрузки как учащихся, так
и педагогов.
При этом только за счет более эффективного использования потенциала
отрасли заработная плата может быть повышена на 30 и более процентов.
Поддержка в 2007 - 2009 годах в рамках приоритетного национального
проекта «Образование» регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации
образования, в общем объеме порядка 5 млрд. рублей ежегодно обеспечит
переход к 2010 году всех общеобразовательных учреждений этих регионов на
систему оплаты труда, отвечающую ключевым требованиям, и обеспечит
современное качество работы учителей и общего образования в целом.

Профессиональное образование: образование через всю жизнь

Система действий в области профессионального образования в рамках
приоритетного национального проекта «Образование» призвана обеспечить
непосредственный вклад в построение экономики, основанной на знаниях.
Развитие системы высшего профессионального образования строится исходя
из того, что для инновационной экономики нужны, прежде всего, следующие три
типа знания.
1. Знания, обеспечивающие деятельность в рамках крупных кластеров -
производственных комплексов. В связи с этим ведутся работы по созданию в
Сибирском и Южном федеральных округах двух крупных федеральных
университетов, деятельность которых к 2015 году должна быть сравнима с
ведущими российскими вузами, такими как Московский и Санкт-Петербургский
государственные университеты. По ряду показателей Сибирский и Южный
федеральные университеты (СФУ и ЮФУ) должны выйти на мировые позиции.
Например, в международных рейтингах университетов наши университеты должны
занять ведущие позиции по таким областям, как биофизическая экология и
биотехнология, космическая информация для рационального природопользования
и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии. Не менее
15% образовательных программ СФУ и ЮФУ должны получить международную
аккредитацию.
2. Знания, необходимые для поддержания постоянного обновления
технологий. Здесь в рамках поддержки программ развития 57 вузов в объеме в
среднем по 500 млн. рублей заложены основы для формирования компетентностей
специалистов, работающих в сфере обновления технологических процессов. В
первую очередь программы развития затронули технологии таких приоритетных
отраслей, как транспорт, авиация, энергетика, электроника, оптика,
информационные технологии, машиностроение и др.
3. Знания, необходимые для управления современной постиндустриальной
экономикой, экономикой знаний. Для этого начались работы по созданию бизнес-
школ мирового уровня в Подмосковье и Санкт-Петербурге.
Задача для дальнейшего развития этих образовательных учреждений
состоит в обеспечении сетевого взаимодействия учреждений образования,
науки, бизнеса и экономики в целом, что соответствует определению экономики
знаний как экономики сетевых связей.
Учитывая это, в 2009 году предлагается продолжить деятельность по
поддержке сетевых инновационных программ - как межвузовских, так и
кооперативных, реализующихся в рамках совместной деятельности вузов с
научными и производственными организациями. Такие интеграционные проекты
будут предполагать: отработку механизмов включения вузовских программ в
программы территориального развития, отработку образцов трансфера
технологий, устойчивость моделей взаимодействия образования и науки и
резкий рост научного потенциала высшей школы. По расчетным данным
Минобрнауки России, средний диапазон финансирования одного такого проекта -
от 50 до 150 млн. рублей. Общий объем федерального финансирования - 5 млрд.
рублей. По итогам реализации проекта на 5% должен вырасти экспорт
образовательных услуг, на 10% - удельный вес бизнес-сектора в
финансировании инновационных разработок и на столько же - суммарное число
рабочих мест на малых инновационных предприятиях.
Данный конкурс позволит не только закрепить эффекты от поддержки
программ вузов, но и создать действенный механизм интеграции образования и
науки, поддержки комплексных прикладных научно-образовательных проектов с
конкретными экономическими эффектами.
Вместе с тем, предстоит обеспечить системные институциональные условия
для развития профессионального образования.
Прежде всего, это касается совершенствования логики проектного
финансирования. Механизмы конкурсной поддержки инициативных проектов
предстоит включить в федеральные целевые программы. Нынешняя логика
государственного заказа, закупок для государственных нужд не позволяет
этого делать. Однако, как показал национальный проект «Образование», именно
поддержка инициатив дает возможность профинансировать наиболее устойчивые и
востребованные направления проектной работы в системе образования.
Конкурсные механизмы поддержки инициатив должны найти отражение как в
рамках Федеральной целевой программы развития образования, являющейся
согласно законодательству организационной основой образовательной политики,
так и в рамках иных региональных и ведомственных целевых программ,
затрагивающих вопросы подготовки кадров для современной экономики знаний, а
также через развитие государственных и региональных фондов, оказывающих
грантовую поддержку инноваций.
Такой же подход предлагается распространить на деятельность
федеральных университетов. На сегодня уже сформулирован ряд предложений по
созданию аналогичных крупных университетов в других регионах: на Урале,
Дальнем Востоке, в Кузбассе. Решение об их формировании может приниматься
на конкурсной основе после отработки общей методики создания и получения
первых положительных результатов в Южном и Сибирском федеральных
университетах. В рамках деятельности университетов предстоит отработать и
распространить на другие учебные заведения такие элементы, как
попечительские советы, обладающие реальными полномочиями по управлению
образовательными учреждениями; заказ различных отраслей на подготовку
кадров; механизмы интеграции образовательной, научной и производственной
деятельности; целевой капитал («эндаумент»), обеспечивающий привлечение
серьезного финансирования со стороны рынка труда.
На сегодня процесс формирования необходимой нормативной правовой базы
создания и использования целевого капитала практически завершен. Из 7
организаций, заявивших о проведении работы по созданию целевого капитала, 6
организаций действуют в сфере образования.
Другое важное направление работы - изменение подходов к существующей
системе текущего финансирования учреждений профессионального образования.
Ближайший шаг - переход от сметного к нормативному подушевому
финансированию, обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных
выпускников школ в условиях Единого государственного экзамена как формы
внешней независимой объективной аттестации. Аналогично традиционной форме
вступительных испытаний предполагается установить границу для тех, чьи
знания и компетентности не будут достаточны для получения высшего
образования. Также предлагается установить порог, выше которого выпускники
школ будут получать допуск к высшему профессиональному образованию,
оплачиваемый за счет бюджетных средств. При этом предлагается предоставить
вузам полномочия решать, на какие направления обучения и с каким баллом
единого экзамена на конкурсной основе принимать абитуриентов. Этот механизм
позволит преодолеть существующий разрыв между школой и вузом в
предъявляемых требованиях к учащемуся, студенту. Студентам, не получившим
доступ к бюджетным местам из-за недостаточно высокого балла единого
государственного экзамена, у которых не хватает собственных средств, будут
доступны образовательные кредиты. 23 августа 2007 г. принято
соответствующее правительственное постановление о проведении эксперимента
по образовательному кредитованию, его реализация начнется в текущем году. В
перспективе с внедрением уровневого профессионального образования систему
независимой внешней объективной оценки предполагается распространить на
уровни профессионального образования.
При этом не все расходы на реализацию образовательных программ должны
быть включены в подушевые нормативы финансирования. Развитие материально-
технической базы целесообразно осуществлять посредством специальной
государственной поддержки с учетом стоимости конкретных направлений
подготовки, обновления производственных и исследовательских технологий.
При переходе к нормативному подушевому финансированию особое внимание
предстоит уделить расширению мобильности талантливой молодежи. В рамках
приоритетного национального проекта «Образование» ежегодно получают премии
более 5 тысяч талантливых победителей олимпиад и творческих конкурсов.
Должны быть выработаны специальные меры их поддержки, обеспечивающие
условия для непрерывного творческого роста в интересах становления
экономики, основанной на знаниях: обучение талантливых, но малоимущих
выпускников школ в наиболее престижных вузах страны, строительство
современных общежитий, обеспечение толерантности по отношению к приезжим,
переход на кредитно-модульную организацию учебных программ - необходимые
компоненты как внутренней, так и внешней мобильности.
Особое внимание следует уделить развитию деятельности сети школ для
одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. Это
предполагает отработку механизмов финансирования таких образовательных
учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой
молодежью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления
таких ребят. Элитное образование подрастающего поколения современной России
должно впитать в себя лучшие образцы как деятельности современных
инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ
при образовательных учреждениях высшего образования, успешно действовавших
в советское время. В ближайший год предлагается отобрать на конкурсной
основе не менее 15 вузов, способных организовать деятельность таких школ
для талантливой молодежи, подготовиться к началу образовательного процесса
уже в 2008/2009 учебном году.
Подходы к обновлению финансовых механизмов в системе профессионального
образования должны сопровождаться конкретными изменениями в образовательном
процессе, в содержании образования. Прежде всего, предстоит обеспечить
развитие уровневого высшего профессионального образования. В настоящий
момент уже более 15% программ в учреждениях высшего образования -
уровневые. Бакалавриат закладывает основу для формирования профессиональной
культуры и основных компетентностей. Это наиболее массовая подготовка,
максимально удовлетворяющая запросы граждан на получение высшего
образования. Обучение в магистратуре направлено на углубленную подготовку
специалистов, способных к решению сложных задач в профессиональной
деятельности, к организации новых сфер занятости, к исследованиям и
управлению. Закономерно, что в рамках национального проекта большинство
вузов сосредоточило внимание на разработке именно магистерских программ
подготовки, которые можно более точно и своевременно ориентировать на
потребности работодателей, а также, учитывая, что магистратура
предусматривает развитие исследовательских компетенций, реализовывать
программы по самым приоритетным и востребованным научным направлениям.
Соответствующий законопроект по введению уровневого образования уже прошел
первое чтение в Государственной Думе.
Также нам предстоит существенно обновить образовательные стандарты,
работа по которым в их увязке с профессиональными стандартами ведется в
плановом режиме. Первые обновленные, созданные с участием работодателей
стандарты планируется запустить в работу в 2008 году.
За последние годы сделаны существенные шаги в деле общественной оценки
качества профессионального образования. Составление рейтингов вузов,
проводимое организациями работодателей, становится ориентиром для
абитуриентов в выборе учреждений профессионального образования, позволяет
различить действительно качественную востребованную на рынке труда
подготовку и ее профанацию - формально полученный диплом, подтверждающий
лишь наличие у выпускника вуза общих социальных навыков. Это особенно важно
еще и в связи с тем, что численность студентов в России едва ли не самая
высокая в мире. В 2005 году на 10 тыс. жителей в России получали высшее
образование 495 студентов. Для сравнения: в США - 445, в Германии - 240,
Великобритании - 276, Японии - 233.
Особый акцент должен быть сделан на системе начального и среднего
профессионального образования. Показательно, что в рамках национального
проекта объемы софинансирования образовательных программ со стороны
работодателей и регионов не только оказались выше, чем доля внебюджетных
средств при поддержке вузов, но и превысили объем федерального
финансирования. Поэтому именно на базе учреждений начального и среднего
профессионального образования предстоит развивать новые организационно-
правовые формы - автономные учреждения, создавать целевые фонды из
отчислений предприятий, способствуя расширению участия работодателей в
образовательной деятельности. В настоящее время совместно с работодателями
подготовлены предложения по механизмам, реализующим готовность
работодателей участвовать в многоканальном финансировании образовательных
учреждений, выступать их соучредителями, предоставлять производственную
базу для организации практик для учащихся учреждений начального и среднего
профессионального образования. Поддержка учреждений начального и среднего
профессионального образования, как уже было обозначено выше, должна стать
главной составной частью региональных и ведомственных программ отраслевого
развития.

Непрерывное образование: инвестиции в человеческий капитал

Необходимое перспективное направление работы по развитию результатов
национального проекта «Образование» в контексте становления экономики
знаний состоит в том, чтобы заложить основы для непрерывного образования
граждан России. Ввиду того, что экономика знаний предполагает постоянные
обновления технологических процессов, содержания деятельности в разных
отраслях, следует создать условия для своевременного повышения квалификации
рабочих и специалистов. Прежде всего, необходимо провести инвентаризацию
требований к повышению квалификации и переподготовке в различных сферах
деятельности. Ведомствами совместно с объединениями работодателей, в том
числе в рамках соответствующих профессиональных стандартов, должны быть
установлены нормы периодичности повышения квалификации рабочих и
специалистов определенных сфер деятельности. Учитывая постоянно растущий
спрос на повышение квалификации в рыночном секторе экономики, в бюджетном
секторе предстоит разработать и внедрить конкурентные подходы к повышению
квалификации и переподготовке рабочих и специалистов. В этой связи
традиционные институты повышения квалификации должны быть существенным
образом преобразованы с обязательным использованием механизмов деятельности
автономных учреждений, подушевого финансирования, финансово-хозяйственной
самостоятельности учреждений бюджетной сферы.
Предстоит разработать такие методы финансирования непрерывного
профессионального образования, которые связаны с образовательными запросами
конкретных граждан - потребителей услуг непрерывного образования. Это
особенно важно для представителей профессий бюджетной сферы, где система
повышения квалификации остается по-прежнему громоздкой и не ориентируется
на многообразие потребностей конкретных специалистов. Персонифицированные
системы финансирования повышения квалификации позволят организациям гибко
ориентироваться в отношении многообразия потребностей граждан при получении
социальных услуг. В частности, в образовании целесообразно развитие системы
грантовой поддержки самообразования профессорско-преподавательского состава
вузов по перспективным направлениям науки и инноваций через развитие
деятельности соответствующих фондов.
В этой связи также следует пересмотреть деятельность служб занятости,
которые сегодня ориентированы, главным образом, лишь на трудоустройство
безработных и связанную с этим профессиональную переподготовку. Предметом
деятельности таких служб должно быть содействие профессиональному
совершенствованию граждан, непрерывная переподготовка и обновление
квалификации. При этом программы непрерывного профессионального образования
взрослых должны активнее реализовываться и в учреждениях высшего
профессионального образования, которым в условиях временного
демографического спада, предстоит расширять спектр предоставляемых
образовательных услуг в соответствии с запросами граждан и рынка труда.
Реализовать намеченное возможно лишь в условиях кардинального
обновления управленческого корпуса системы образования, наличия у
работников, занимающих административные посты, современных менеджерских
компетентностей. Существенное продвижение в решении этой задачи достигнуто
благодаря внесенным в 2006 году изменениям в закон «О высшем и
послевузовском образовании», в соответствии с которыми ректоры вузов
избираются на основании защиты кандидатами проектов развития вузов перед
аттестационными комиссиями при органах исполнительной власти. В ближайшие
годы с опорой на инновационные образовательные учреждения - победители
приоритетного национального «Образование», образцы деятельности которых
должны стать нормой становления современного качества образования, будет
осуществлена аттестация и повышение квалификации работников системы
управления образованием.
Национальный проект «Образование» заложил основы системных,
последовательных и востребованных изменений в отрасли. Представленные
институциональные решения - механизмы финансирования, законы и проектные
действия - позволят сделать изменения в образовании необратимыми и
проторить путь России к новой экономике - экономике знаний и
компетентностей.