Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/publications/315.doc
Дата изменения: Wed Aug 1 13:40:21 2012
Дата индексирования: Tue Oct 2 06:28:53 2012
Кодировка: koi8-r

РИА Новости / Анастасия Бартенева // Вузы в РФ пока не готовы принимать
абитуриентов-инвалидов - эксперты

23 июля 2012 г.

Подавляющее большинство вузов РФ не способно обеспечить комфортные условия
для обучения студентов с ограниченными возможностями, считают опрошенные
РИА Новости эксперты.

В российских вузах продолжается приемная кампания, 25 июля университеты
начнут вывешивать списки зачисленных абитуриентов. Высшее образование хотят
получать не только здоровые молодые люди, но и ребята с ограниченными
возможностями здоровья. В законе об образовании прописано, что дети-
инвалиды, инвалиды I и II групп имеют льготу на поступление в один вуз вне
конкурса при успешном прохождении вступительных испытаний.

Архитектурная доступность

Агентство РИА Новости совместно с Российским союзом ректоров и Национальным
исследовательским университетом "Высшая школа экономики" в рамках проекта
"Социальный навигатор" в прошлом году подготовило рейтинг архитектурной
доступности вузов РФ для студентов-инвалидов. Он показал, что многие вузы
РФ не имеют специальных лифтов и дверей, пандусов и подъемников,
необходимых для комфортного обучения студентов-инвалидов.

Анкеты заполнили 157 вузов, включая филиалы, однако в рейтинг вошел 91 вуз
с итоговым баллом 50% и выше.

В тройку самых доступных зданий для учебы студентов-инвалидов вошли
Московский государственный институт музыки имени Шнитке (МГИМ),
Международный независимый эколого-политологический университет (Академия
МНЭПУ), Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета
(НФБашГУ).

Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), Хабаровская
государственная академия экономики и права (ХГАЭП), Орловский
государственный университет (ОГУ), согласно проведенному исследованию,
стали самыми недоступными для учащихся-инвалидов.

На сегодняшний день отечественные вузы не всегда имеют условия, необходимые
для обучения инвалидов, как в части архитектурной доступности, так и в
части организации образовательного процесса, считает руководитель Центра
социальных рейтингов РИА Новости Ирина Ясина. "Особенно сложная ситуация
складывается там, где вузы находятся в старых зданиях. Но это не значит,
что они не хотят меняться. Об этом говорят и результаты нашего
исследования", - сказала она.

Колясочникам труднее

Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма (РГУ) создает и развивает условия для обучения студентов-
инвалидов, сказала заведующая кафедрой теории и методики адаптивной
физической культуры Наталья Рубцова.

"Мы принимаем студентов-инвалидов уже в течение пяти лет, за исключением
тех, у кого умственные и психические нарушения. У нас оборудована среда:
специальные душевые и туалеты, подъезды, пандусы и лифты", - сказала РИА
Новости профессор.

В Российском государственном социальном университете (РГСУ) также
предусмотрены некоторые условия для инвалидов, сказала директор института
инклюзивного образования РГСУ, заведующая кафедрой специальной и
клинической психологии, профессор Людмила Кузнецова. Для слабовидящих
студентов в библиотеке есть читающие машины, а также специальные аудитории,
колясочникам же приходится сложнее, отметила она. "Что могу сказать насчет
колясочников, у нас есть несколько зданий, которые, можно сказать,
оборудованы под них. Есть лифты и специальные подъемники по ступенькам,
пандусы само собой", - сообщила собеседник агентства. Она добавила, что из-
за архитектурных особенностей не все здания можно оборудовать для инвалидов-
колясочников.

Пространство Московского государственного технического университета (МГТУ)
имени Баумана не в полной мере отвечает требованиям физической доступности
для студентов-колясочников (только новый учебно-лабораторный корпус
полностью приспособлен для них), признался директор головного учебно-
исследовательского и методического центра реабилитации лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ГУИМЦ) при университете Александр Станевский.

"В старых корпусах есть туалеты для инвалидов, но не на каждом этаже. Есть
несколько лифтов с нулевым уровнем, которыми пользуются инвалиды, но они не
специальные. Может ли попасть колясочник в любую точку университета? Нет",
- сказал собеседник агентства.

Право будущего студента

МГТУ имени Баумана работает со студентами-инвалидами еще с 30-х годов
прошлого века. Вуз дает абитуриентам-инвалидам по слуху возможность учиться
или по специальной образовательно-реабилитационной программе ГУИМЦ или по
обычной образовательной программе, отметил Станевский. Если абитуриент
выбирает специальную программу, то для него формируется индивидуальный
пакет реабилитационных услуг из 86 возможных позиций, в который входят,
например, адаптированные компьютерные аудитории, комплекс диагностики
слухопротезирования, слуховые аппараты, индивидуальные и групповые FM-
передатчики, сурдоперевод, записывание лекций, тьюторинг и другие.

Если абитуриент с ограниченными слуховыми возможностями выбирает общую
программу, то он может получить дополнительные услуги в ГУИМЦ, обратившись
в свой деканат с просьбой об оказании содействия в её получении и заявив о
том, что он инвалид, пояснил директор центра. "В рамках очной формы
обучения инвалиды могут обучаться по индивидуальному плану. Теоретически
университет может переводить студентов с ограниченными возможностями на
индивидуальный план обучения. Законом это не запрещается, но индивидуальный
план обучения стоит дороже, вопрос - на сколько и откуда возьмет
университет деньги, если количество инвалидов будет большое", - сказал
Станевский.

В РГСУ студенты-инвалиды учатся в общем потоке, сказала РИА Новости
профессор вуза Кузнецова. Однако им оказываются дополнительные услуги,
например, немые обучаются жестовому языку, добавила она. "У нас создана
лаборатория русского жестового языка. Когда абитуриент поступает и потом
обучается в общем потоке, на лекциях присутствует сурдопереводчик", -
сказала собеседница агентства.

Кузнецова отметила, что в группе может быть от 10% до 30% студентов с
ограниченными возможностями, поэтому на первом курсе всех факультетов РГСУ
введена такая дисциплина, как теория и методика инклюзивного образования,
где студентов учат, как нужно общаться с инвалидами, что корректно и чего
нельзя делать.

Профессор добавила, что на кафедре специальной и клинической психологии
проводится анкетирование под названием "Я, ты, мы", в ходе которого у
студентов-инвалидов спрашивают об учебной атмосфере в вузе и их пожеланиях.

Трудности проживания

Некоторые российские вузы не имеют специально оборудованных общежитий для
студентов-инвалидов. Профессор РГУ Рубцова призналась, что вопрос с
проживанием - самый сложный. "Общежитие, которое мы планировали сделать под
инвалидов, сгорело, а старые постройки трудно переоборудовать, но мы
работаем и дооборудуем", - сказала собеседница агентства.

РГСУ также не имеет специальных общежитий для инвалидов, сообщила
Кузнецова. Однако есть помещения, которые примыкают к учебным корпусам с
необходимым студентам с ограниченными возможностями оборудованием, что
облегчает проживание инвалидов, отметила она.

http://www.ria.ru/edu_priem/20120723/706966127.html