Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sevin.ru/invasive/law/quarantine_law_pr.html
Дата изменения: Tue Apr 17 19:13:44 2012
Дата индексирования: Tue Oct 2 18:12:09 2012
Кодировка: Windows-1251
Чужеродные виды на территории России: Законодательные акты: Правовые основы карантина растений

Представлена версия документа, предназначенная для печати
Вы можете загрузить эту страницу на сайте

Карантин растений в Российской Федерации. Коллектив авторов.

М.: Колос, 2001. 384 с.


Правовые основы карантина растений
(по материалам монографии)

В последнее время проблема фитосанитарных карантинных барьеров в мировой торговле в связи с вступлением России в ВТО приобретает особую актуальность. Территория России обладает большим разнообразием природно-экономических условий. Регионы РФ отличаются по фитосанитарной карантинной нагрузке на агроэкосистемы. Достаточно сравнить карантинные проблемы Краснодарского края и Якутии. В такой ситуации очень важна адекватная терминология, отображающая фитосанитарный карантинный режим страны и в то же время согласованная с международными стандартами в области карантина растений.

Организм, включенный в карантинный перечень, должен обладать большим удельным 'весом', т.е. иметь большое фитосанитарное карантинное значение на определенной территории. Сложившиеся международные стандарты в карантинной терминологии носят наиболее общий характер, для возможностей использования карантинными службами многих стран. Основной глоссарий определений разработан FAO. На него ориентируются и ЕОЗР, NAPPO и другие региональные организации по защите и карантину растений. Но эти стандарты не отрицают права использовать свои определения, с учетом особенностей страны, подписавшей различные обязательства в области карантина растений. Поэтому необходимо уточнить некоторые термины, находящиеся в употреблении в теории и практике карантина растений, принимая во внимание международный опыт. Но прежде важно обсудить принципы карантина растений, сложившиеся к настоящему времени в межгосударственных отношениях.

Международная деятельность в области карантина растений базируется на трех основных документах:

  1. Международная конвенция по защите растений (МКЗР), разработанная ФАО - 1951 г., пересмотрена 1979 г., дополнена в 1987 г. Главное ее достижение - применение фитосертификата (ФС) как правовой основы для проведения мероприятий для предотвращения интродукции карантинных организмов в страны мира в результате торговли.
  2. Уругвайский раунд переговоров о международной торговле в рамках ГАТТ (соглашение о тарифах и торговле, ныне ВТО (1994), где был сформулирован вопрос о нетаможенных барьерах в международных перемещениях с\х продукции. Это привело к выработке 'Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер' (СФС - SPS).
  3. СФС разработало больше подробных положений, чем МКЗР и поэтому секретатират МКЗР и комитет экспертов по фитосанитарным мерам начал подготовку Международных стандартов по фитосанитарным мерам (МСФМ). Их 16 стандартов.

Ниже представлены наиболее важные стандарты.

Эти стандарты рекомендованы национальным организациям по карантину и защите растений в качестве эталонных при разработке соответствующих нормативных документов по карантину растений и в целях гармонизации карантинных требований при международной торговле. Стандарты не приняты в России, но как методические рекомендации могут быть использованы в будущем при разработке соответствующих нормативных документов.

Для того, чтобы защитить с/х продукцию и торговлю, а также продукты питания производителей и торговцев от повреждений насекомыми-вредителями и болезнями растений, страны-члены ФАО вводят различные формы законодательств по защите растений и фитосанитарному контролю. Цель многих из них - предотвратить перенос и распространение насекомых и болезней из одной страны в другую. Необходимость этого признана международными соглашениями и конвенциями в рамках ФАО, таких как IPPC (Международная конвенция по защите растений, МКЗР).

Фитосанитарные службы защиты растений ФАО ответственны за следующее:
а) предотвращение интродукции опасных организмов (включая вредителей запасов), патогенов и вредоносных сорняков;
б) предотвращение их распространения внутри страны;
в) уничтожение и борьбу с опасными организмами, если они присутствуют.

Фитосанитарные инспекторы обязаны распознать и задержать широкий круг опасных вредителей и возбудителей болезней, определить их вредоносность, которую они могут вызывать, и организовать борьбу. Изучение должно быть комплексным и включать данные с соответствующими цифрами. Чтобы предотвратить интродукцию насекомых - вредителей и возбудителей болезней в страну, принимаются различные меры.

Импорт некоторых растительных материалов может быть вообще запрещен. Другие могут быть импортированы как складские объекты на период карантина или по специальному разрешению на импорт (PIP). PIP может требовать декларацию от производителей здоровых растений в экспортирующей стране, чтобы такие культуры были выращены в свободных зонах, были обследованы в период вегетации и найдены свободными от опасных вредителей и болезней.

Большая часть растительного материала может быть импортирована в сопровождении фитосанитарного сертификата (PC) или его эквивалента, который должен детализировать любую обработку, которая может быть применена в экспортирующей стране. Эта обработка должна соответствовать требованиям PIP или экспортным правилам страны-экспортера.

Сертификат с записями о фумигации должен сопровождать документ о грузе. Для того, чтобы облегчить торговлю и движение торговых грузов и свести к минимуму риск, связанный с таким передвижением, должны быть приняты соответствующие гарантии с помощью разрешения на импорт (РИ, PIP) и фитосанитарного сертификата (ФС, PC). PIP есть инструмент, которым правительства заверяют, что импортируемые растения соответствуют импортным правилам и политике импортирующей страны. PC - инструмент, которым национальный карантинный инспектор подтверждает, что растительный материал и продукты найдены свободными от вредных организмов и болезней, и что груз соответствует фитосанитарным правилам импортирующей страны.

Деятельность карантинной службы тесно связана с экспортными и импортными системами. Импортные системы в общем используются для растительной продукции, имеющей значительный риск при завозе.

Чужеродный (карантинный) вид, который называют часто карантинным объектом, является субъектом карантинного мониторинга, который воздействует на объект карантинного мониторинга - сельскохозяйственную экосистему (сад, огород), экологический комплекс (закрытый грунт), природные экосистемы, т.е. практически весь сухопутный экосистемный покров России. Организм становится вредным в определенной экологической среде. В связи с этим риск ущерба нужно рассматривать с позиции территории, т.е. экосистемы в которой он становится вредоносным. Классификация вредоносности организмов должна осуществляться по объектам воздействия, каковыми являются агроэкосистемы. Еще И.Н. Филлипьев, заведующий карантинным сектором ВИЗРа, в 1932 г. выделял виноградный карантин, садовый карантин, карантин полевых культур, то есть, выделял антропогенные экологические комплексы, защищать которые от чужеродных организмов и предназначен карантин растений, как система государственных карантинных мероприятий по защите растительных ресурсов страны.

Отсюда составляются списки карантинных субъектов - опасные организмы - кандидаты на включение в перечень и карантинных объектов - 'мишеней' или объектов карантинной защиты - от природных экосистем (лес, степь), полуприродных (парки), до антропогенных экологических комплексов (полевые культуры, теплицы), имеющих определенное географическое положение на охраняемой территории страны, в совокупности образуя так называемые protected zone (защищаемые зоны). Отсюда понятна роль и значение карантинного районирования экосистем страны как основы разработки мероприятий по снижению фитосанитарного риска вторжения чужеродных видов, используя различные методы воздействия (от административных мер до ликвидации очагов химическими, биологическими методами борьбы с вредными организмами).

Наверх Наверх Наверх     Документ создан: 12.12.2005.     Документ изменен: 11.02.2012

Кабинет Биоинформатики и моделирования биологических процессов
Web-портал Чужеродные виды на территории России разработан и поддерживается
кабинетом 'Биоинформатики и моделирования биологических процессов' ИПЭЭ РАН.
ї 2004-. Кабинет "Биоинформатики и моделирования биологических процессов" ИПЭЭ РАН