Кавтарадзе Дмитрий Николаевич
Лаборатория управленческого моделирования
Зав. лабораторией,
доктор биологических наук,
старший научный сотрудник
![Кавтарадзе Дмитрий Николаевич](/spawimages/module_images/kafedri_prepod_img_big_174.jpg)
Дмитрий Николаевич Кавтарадзе – заведующий лабораторией управленческого моделирования факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова (с 2009 года), доктор биологических наук (с 1994 года), старший научный сотрудник, один из разработчиков стратегии устойчивого развития РФ, создатель имитационных игр по теме устойчивого развития и бытовой экологии.
Выпускник Московского университета.
Тема кандидатской диссертации: «Нейронная организация обонятельных луковиц лягушки Rаnа temрorаriа L. (световая, электронная и светоэлектронная микроскопия)». Разработал методику совмещения световой и электронной микроскопии при исследовании одного и того же объекта, создал классификацию нейронов и типов синапсов всех слоев обонятельной луковицы, в т.ч. описал реципрокные синапсы на дендритах митральных клеток.
Тема докторской диссертации: «Конструктивно-экологические аспекты сохранения биосферы и урбанизированные регионы».
Является лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2000 год за разработку пособия для образовательных учреждений «Система непрерывного образования в области устойчивого развития: научно-методические основы и реализация в Российской Федерации. Образование для устойчивого развития».
Читать далее
Призер Международного конкурса на лучшую имитационную игру в области менеджмента (1995–1997 годы), проведенного Фондом развития науки и технологии (Япония), Университетом Нью-Гемпшир (США) и Международной ассоциацией игрового имитационного моделирования (ISAGA) (июль 1999 года), один из участников Российского общества системной динамики, участник группы «Балатон».
Награжден медалью «Рrаgа Didаctа» (1990) и почетной грамотой SАCSАG-90 за вклад в разработку активных методов обучения и применение имитационных игр в социальных экспериментах и почетным дипломом Международной выставки «Экоплакат» (1984, г. Жилина, Чехословакия).
Свернуть ![](images/str_verh.jpg)
Образовательная деятельность
В 1968–1975 гг. провел исследовательские работы феномена жестокого обращения с животными, которые завершились первой научной публикацией в СССР по исследованию жестокости как феномена. Изучал влияние массового туризма на естественные сообщества, обосновал важность одновременного изучения рекреации как фактора воздействия на природу, так и реакции экосистем на него (1970–1974).
Разработал междисциплинарную программу «Выстрел» (совм. с А.С.Мартыновым) для изучения браконьерства как социального явления, имеющего важное экологическое значение. Доказательно описал формы и масштабы изъятия браконьерами рыбной продукции в сравнении с любительским ловом, разработал исследовательские методики и приемы организации борьбы с браконьерством.
В результате работ по программе «Экополис» были учреждены природные заказники в г. Пущино, апробированы принципы исследования и формирования полноценной городской среды с участием ученых, жителей и администрации.
С 1977 г. читал оригинальный курс лекций «Биосфера и человечество» для студентов биологического факультета.
Читать далее
Автор первой в СССР деловой игры по охране природы. В дальнейшем им было создано более 10 учебных игр по охране окружающей среды.
Разработал новые формы обучения студентов, в т.ч. экспериментальную студенческую учебную полевую практику по охране природы для студентов биологического факультета, международную практику по охране природы с участием специалистов ГДР, ПHР, ЧССР.
В 1982–1991 гг. читал на английском языке спецкурс: «Проблемы охраны окружающей среды» и проводил имитационные игры на курсах ООH по демографии для развивающихся стран при экономическом факультете МГУ.
Научный руководитель российско-американского образовательного проекта «Чернобыль: обучение принятию региональных решений», завершившегося в 1993 г., результатом которого стало открытие учебного центра при Брянском педагогическом институте.
Свернуть
Читаемые курсы
Лекционные курсы:
- «Биосфера и человечество;
- «Экология и охрана окружающей среды в имитационных моделях и играх»; (Международный Университет в Москве);
- «Экология для управленцев».
Спецкурсы:
- «Экологическая политика в городах»;
- «Имитационные игры» (психологический факультет);
- «Экология для психологов».
Сфера интересов
Охрана окружающей среды, экология, устойчивое развитие, интерактивные методы обучения, имитационные игры, системная динамика, экология дорог, городская экология.
Направление научной деятельности
Разрабатывает систему активных методов обучения в экологическом образовании, имитационные игры и модели.
Инициатор и руководитель междисциплинарных проектов по охране окружающей среды: экологии города (проект «Экополис»), экологического значения автомобильных дорог, комплекта образовательных имитационных игр по экологии (проект «Зеленый рюкзак»).
Публикации
Автор более 300 научных работ, в том числе:
- Мастерская игр: ремесло и искусство. М., 2013.
- Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития. М., 2012.
- Конструктивное экологическое мировоззрение – задача образования для устойчивого развития // Образовательная политика. 2012. ? 6 (56) (в соавт.).
- Environmental Knowledge Foundation of education foe Sustainable Development // Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития. М., 2012. Р. 50–63. (в соавт.).
- Может ли быть «устойчивое развитие» беспочвенным? // Биосфера-почвы-человечество: устойчивое развитие. М., 2011. С. 146–155 (в соавт.).
- Образ желаемого будущего и экополис: наука и архитектура в обеспечении устойчивого развития // Устойчивая архитектура: настоящее и будущее. Тезисы докладов международного симпозиума (17–18 ноября 2011г.). М., 2011. С. 71–72.
- Рациональный, интуитивный и моральный выбор студентов при моделировании глобальных процессов // Глобалистика- 2011 (15 мая 2011 г.). М., 2011.
- Управленческие решения и моделирование процессов // Экономика. 2011. ? 5–6. С. 131–135.
- И рукописи не горят и мысли не стареют. Памяти Учителя. Бишкек, 2011 (в соавт.).
- Вопросы психологии. 2011. ? 4. (в соавт.)