Олимпиада "Ломоносов-2005", очень напоминающая пробные вступительные экзамены, проводилась сегодня, 15 мая.
Наконец-то и меня привлекли к ее проведению. Уже 16 лет я занимаюсь проведением олимпиады школьников г.Москвы, составлением задач к ней и проверкой работ школьников, 6 лет - составлением задач и работой в жюри 4-го федерального окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников, в этом году включен в жюри заключительного, 5-го этапа Всероссийской олимпиады (там тоже мои задачи), и вот наконец-то попал и на олимпиаду, организуемую родным факультетом. В этом году она приравнивается по статусу к третьему этапу Всероссийской олимпиады школьников по физике.
К сожалению, школьники этим статусом в полном объеме воспользоваться не могут. Дело в том, что 4-й этап олимпиады, на который должны направляться победители третьего этапа, прошел уже давно, в весенние школьные каникулы, в конце марта. Победители 3-го этапа также вправе участвовать на следующий год сразу в 3-м этапе олимпиады, минуя школьные и районные олимпиады, но и этой возможностью школьники не воспользуются, так как по Положению об олимпиаде "Ломоносов" в ней вправе принимать участие только учащиеся 11-х классов и лица со средним (полным) общем образовании.
Кстати, в Положении о Всероссийской олимпиаде не предусмотрено каких-либо ограничений на участие в олимпиаде в зависимости от класса. Напротив, известно много примеров, когда учащиеся 8-х классов принимали участие в олимпиаде за 9-й класс. А вот лица, окончившие школу, ни при каких обстоятельствах не вправе принимать участие в этапах Всероссийской олимпиады школьников.
Олимпиада по физике (что вполне естественно) проводилась одновременно для желающих поступить на разные факультеты МГУ. При этом предусмотрено три вида победителей: "асболютный победитель" (это соответствует диплому 1-й, 2-й и 3-й степени на третьем этапе Всероссийской олимпиады), "относительный победитель" (из числа поступающих на данный факультет) и "простой победитель" (из числа желающих поступать на платную форму обучения). При этом абсолютному победителю выставляется наивысший балл по физике при поступлении на любой из факультетов МГУ, относительному победителю ставятся баллы по физике только при поступлении на данный факультет, а простой победитель может что-то получить "автоматом" только при поступлении на платную форму обучения.
При этом критерии для определения абсолютных победителей должны быть едины для всех факультетов, а относительные победители определяются по критериям, зависящим от факультета.
Регламент олимпиады был таким: школьнику предлагалось ответить на 5 вопросов (два теоретических вопроса и три задачи) за полтора часа. К сожалению, по сравнению с настоящим третьим этапом Всероссийской олимпиады (олимпиада округа в Москве, олимпиада Московской области) процент лотерейности и необъективности здесь был очень большим. Проявлялось это в следующем: каждый школьник получал свой билет, время написания школьником ответов на вопросы существенно зависело от случайных факторов, и при этом даже в рамках одного билета какие-либо критерии оценок ("разбалловка") в явном виде отстутсвовали , и внутри каждой пары экзаменаторов эти критерии фактически были своими. Было предоставлено и такое право: задавать по своему усмотрению дополнительные вопросы и ставить за ответ дополнительные баллы (1-2 балла).
То ли дело на олимпиаде Московской области, которую проводит МФТИ: все школьники решают одинаковые задачи, пишут одно и то же количество часов, и по каждой задаче в начале проверки составляется четкая разбалловка, в которой определяется, сколько баллов за какой этап решения ставить, разбалловка утверждается ответственным за класс, и в дальнейшем без согласования с ним внесение в нее каких-либо изменений не допускается. При этом каждая задача подвергается и дополнительной проверке, чтобы объективно оценить работу школьника. Сама разбалловка вместе с результатами объявлется школьникам.
Существенной частью этапов Всероссийской олимпиады является рассмотрение апелляций. Апелляция очень важна: она позволяет еще раз проконтролировать правильность проверки, на этот раз с привлечением школьника. К сожалению, и по этой части наши ребята, пришедшие на "Ломоносов", оказались ущемлены в правах: у нас апелляция ни в какой форме не предусмотрена.
Наша разбалловка была фактически трехбалльной (от 2 до 5 баллов - это все равно, что от 0 до 3 баллов) по каждому вопросу: за нулевой ответ ставится 2 балла, за полный - 5 баллов, другие критерии отсутствовали. На этапах Всероссийской олимпиады принята 10-балльная система (от 0 до 10 баллов), что позволяет более четко "различить" успехи школьников в решении задач.
К сожалению, на олимпиаде "Ломоносов" представлен только аналог теоретического тура этапов Всероссийской олимпиады, хотя существенным является и экспериментальный тур. Все-таки для обучения на физфаке школьник должен уметь также хорошо "играть" в приборы - и это тоже надо оценивать.
Очень мало времени было отведено на ознакомление членов жюри с текстами задач и их решений. А ведь это важно - каждому лично прорешать все задачи и убедиться в их корректности. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады все члены жюри собрались вечером перед туром, распределились по классам, разошлись по комнатам в гостинице, и каждый лично прорешал все задачи, после чего дали заключение о корректности всех задач и об уточнениях в условиях, которые надо сообщить школьникам на доске. А если экзаменатор сам даже не пытался решать задачу, а просто посмотрел решение, то какое он имеет моральное право требовать от школьника, чтобы тот решил задачу сам?
Теперь о том, как школьники справлялись с задачами. Поскольку я участвовал в приеме экзамена на химическом факультете, расскажу о ребятах, поступающих туда.
Первые два теоретических вопроса были стандартными - и поэтому с ними школьники справлялись относительно неплохо. Правда, почти по каждому ответу можно было к чему-то придраться, и поэтому в основном за теорию ребята получали оценку "4" вместо "5". Были отдельные школьники, которые не знали, например, принцип относительности Галилея и первый закон Ньютона, так как забыли повторить раздел "Механика", но таких было все-таки не очень много. А вот с задачами ребята справлялись крайне плохо: никто ничего не решил. Из 6 школьников, у кого успела принять экзамен наша пара, до конца ни одной задачи не решил никто. Только один школьник после нашей подсказки сумел-таки исправить все свои ошибки в одной из трех задач (а ошибок было много: задача была про КПД цикла - так школьник считал, что работу надо суммировать без учета знака, что работа на всех этапах положительна, да и формулу pdV он все хотел умножить на число молей газа), и все-таки получил за нее оценку "4", остальные - даже на таком уровне смотрелись хуже, и получили оценки "2" или "3". В сумме ребята у нас получили от 13 до 17 баллов.
Вот фотографии с олимпиады.
Общий инструктаж В.Н.Аксенова

на собрании членов комиссии

Выступления ответственных по факультетам


По дороге на химический факультет... Праздничное настроение (вчера был день химика).

И общие предложения по совершенствованию олимпиады "Ломоносов" у меня следующие.
1. Проводить олимпиаду "Ломоносов" до 4-го этапа Всероссийской олимпиады и до олимпиады г.Москвы.
2. Добиться через Министерство, чтобы победителям олимпиады "Ломоносов" разрешили участвовать в 4-м этапе Всероссийской олимпиады дополнительно к установленным квотам. Надо просить их, чтобы нам выделили квоту - количество победителей олимпиады "Ломоносов", которые направляются на 4-й этап по каждому федеральному округу. Для Москвы это неактуально (к участию в олимпиаде г.Москвы и так допускаются все желающие), но для других регионов участие в 4-м этапе очень престижно, поэтому такие меры позволят привлечь школьников на "Ломоносов". Тогда эту олимпиаду было бы целесообразно проводить по федеральным округам и в каждом округе определять победителей.
3. Допускать к участию в олимпиаде "Ломоносов" не только учащихся 11-х классов, но и учащихся младших классов.
4. Давать всем школьникам очень четко один и тот же промежуток времени на выполнение работы. Скажем, можно собирать работы по истечении 1.5 часов, затем проверять их, выставлять предварительные оценки, и вызывать школьников по одному, чтобы с ними беседовать по задачам: выяснить, что школьник понял, что не понял, что написал осознанно, что неосознанно; объявить школьнику критерии оценок и набранные им баллы, чтобы школьник мог заявить о несогласии. Тогда проверка работ фактически будет совмещена с показом работ и с апелляцией.
5. Свести до минимума лотерейность. Для этого по каждой задаче и по каждому теретическому вопросу должна быть четкая разбалловка. Можно подумать и над тем, чтобы все писали один и тот же комплект вопросов, который должен посредством жеребьевки определяться из большого списка в день экзамена.
6. Поскольку теоретические вопросы стандартные, хорошо бы издать каноническую книгу с полными ответами на все теоретические вопросы и с четкой разбалловкой по этим теоретическим вопросам: там должны быть изложены все ключевые моменты, на которые экзаменатор должен обращать внимание при выставлении оценки по каждому вопросу, и сказано, за что ставится 5, за что 4, за что 3, за что 2. Думаю, такая каноническая книга пользовалась бы большим спросом у школьников, и факультет мог бы получить неплохой доход с ее продажи. А то, что все школьники, поступающие в МГУ, получат при подготовке по этой книге высокие баллы по теории - так разве это плохо? Мы же заинтересованы в том, чтобы ребята были хорошо подготовлены к освоению физики.
7. Одну из задач тоже хорошо бы сделать "канонической", то есть издать сборник задач (с разбалловкой по каждой задаче), и установить, что задача 3 билета выбирается случайным образом именно из этой книги.
8. А вот задачи 4 и 5 пускай будут каждый год новыми, не из задачников, и по сложности - олимпиадными. И оценивать их надо не из 3 баллов, а из большего числа. И критерии оценок тут должны быть очень четкими, не допускающими неоднозначного толкования. Пусть каждая из задач будет состоять из нескольких пунктов, разных по сложности, чтобы ребята могли себя проявить.
Жалко, что эти предложения так и останутся на бумаге.