Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.pms.ru/water/1997-3.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:50:43 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: туманность андромеды
Дневник похода по реке Сережа (июль 1997)

Дневник похода по реке Сережа
(8 - 19 июля 1997)

(Автор - БИГЕ Дмитрий, фотографии - СЕРГЕЕВ С.Н.)

Маршрут: станция Сережа - Пощатово - Пустынь - Лесуново - Румасово - Кистаново - Пустынь - Валтово - Левино.
Реки: Сережа, Теша.

8 - 10 июля | 11 - 15 июля | 16 - 19 июля | Фотографии участников

16 июля 1997.

Вчера совсем некогда было писать, поэтому вспомним былое. Река стала еще менее сложной и еще более красивая. Дно стало песчаное, много песчаных пляжей (наконец-то, автор имеющегося у нас описания хоть в чем-то прав). Река становится мельче. Мне это очень непонятно, потому что через час нам обещали плотину. Стали появляться байдарочники, вчера встретили три группы. Впервые пришлось разбирать завал (а не йоз), пришлось перепилить дерево в полметра в поперечнике. Этим, правда, занимался не я. Практически пропала надежда добраться до Мурома. А так бы хотелось! Идем, по моему и Андрюшиному мнению очень медленно. Наша лодка идет в один номер: тоя, то он..., а второй в это время рассматривает красоты природы и ищет место для фотографии. Вот так, без особых происшествий, прошел вчерашний день. Хотя нет. Поздно вечером С.Н. провел экскурсию и лекцию по звездному небу. Это действительно классно! А еще вода в реке почему-то очень холодная. Про ночь могу сказать, что она была очень холодная. Теперь все.

На перекусоне: Ну вот, комары перекусили - можем идти.

Только что прибыли на новую стоянку, недалеко от деревни Румасово. Деревня крайне патриархальная. Впереди нас ждет заброшенная плотина. Это не та, о которой я говорил раньше. Та, первая, оказалась вовсе не плотиной, а четырьмя большими трубами, перегораживавшими дорогу. Байдарки мы сплавили прямо в эти трубы: один отпускает, второй ловит. Течение очень сильное, а вода - ледяная. Там же мы помогли переправиться еще одной группе байдарок. Сегодня я шел первым номером. К концу дня Андрей, наконец, научился поворачивать. Довольно много завалов, но не сложных. Река стала еще шире. Появилось очень много мелей. Течение стало гораздо быстрее. Дойти до Мурома шанс остался, но очень маленький. Шли опять крайне медленно. Наша байдарка постоянно прикалывалась. Раза три шли кормой вперед. Но все равно интересно, тем более, что места красивые.

Решил кое-что записать из вчерашнего рассказа С.Н.

Прямо под Кассиопеей - созвездие Андромеды. Над второй звездой - ближайшая к нам галактика - туманность Андромеды. Центр нашей галактики (вокруг него все в ней вращается) находится в созвездии Стрельца и скрыт от нас пылевым облаком. Если бы облака не было бы - мы бы имели второе Солнце.

Если "продлить" ручку ковша Б. Медведицы, то единственная яркая звезда в том направлении - Арктур - самая яркая звезда созвездия Волопаса.

17 июля 1997. Четверг

Встали очень поздно. Около половины одиннадцатого. Сейчас готовим завтрак. Наши дальнейшие планы таковы: сегодня доходим до устья Сережи. Завтра устраиваем дневку. Последний раз любуемся природой, купаемся, сушимся, стираемся. Послезавтра рано снимаемся и идем по Теше, скорее всего, до населенного пункта Горицы. Там разбираем байдарки, сушим их и параллельно готовим завтрак. Затем садимся на электричку и едем до Мурома. Там либо гуляем по городу, осматривая достопримечательности, либо едем дальше до Москвы. Таким образом, благодаря неточностям, допущенным автором описания маршрута (в частности, в измерении километража) обещанной ранее Оки не будет.

1. "Поскольку я не отходил от костра в начале похода и вы могли научиться всему, чему надо, за это время, я имею законное право не подходить к костру и подходить к нему не собираюсь", - сказал С.Н. во время готовки завтрака.

"Ура! Мы едим у костра, ребята", - не растерялся Андрей Петров.

2. "Давайте сварим компот из запасов кураги". С.Н.: "Насобираете земляники и черники, тогда и сварим".

10 часов вечера. Ужасно устал. Очень темно. Ни черта не видно. Писать буду завтра. Сережу прошли!

18 июля 1997. Пятница

Сейчас утро, точнее, уже день. Мы хорошо отоспались. Сегодня, как и было обещано, - дневка. Природа напоследок устроила еще один сюрприз - ночью пошел дождь. Так что все наши надежды на купание и возможность просушить лодки здесь, а не торчать для этого в СУНЦе, не оправдались. В настоящее время дождь продолжается, причем довольно сильный. Да ладно, оставим проблемы, тем более, это все - пустяки. Вернемся ко дню вчерашнему.

Утром ... около четырнадцати часов мы сели на байдарки, и не успели пройти и пары километров, как увидели красивейшее место. Везде берега низкие, а тут выезжаем из-за поворота, и перед нами овраг, метров 30-40 высотой, наверху оврага лес, в нем красивые обвалы. Через овраг повалено дерево (я на нем, конечно, запечатлелся для истории). Река меняет течение: то быстрое, то медленное. Она то относительно глубокая (метра полтора-два), то очень мелка, приходится вылезать из лодки. Периодически песчаное дно сменяется каменистым, а как легко о камень пропороть лодку! Огромное множество коряг чуть-чуть прикрытых водой: их не видно и очень легко на них налететь.

Скоро добрались до обещанной заброшенной плотины, на ней когда-то находилась мельница, но преодолеть ее оказалось легко, потому что вправо отходило ответвление от реки и, сделав совсем небольшой крюк, мы вновь оказались в нужном русле. Через некоторое время мы догнали уже знакомых нам байдарочников: мужчину и женщину. Они стояли на берегу в непригодном для стоянки месте и готовились к отправке. Оказалось, что рядом малинник, и они собирали ягоды. Мы последовали их примеру и пошли наесться ягод. Затем сели на лодки и отправились дальше. Около шести мы опять догнали мужчину и женщину - они уже остановились на ночевку. Они успокоили нас, сказав, что мы ничего не потеряем, если не пойдем по Теше и по Оке - места там неинтересные, а также сообщили, что до устья примерно три часа. Минут через 40 после встречи мы наткнулись на мост, но мост не простой - он стелился по воде, так что обойти его не было никакой возможности. Все, что могло быть у нас в этом походе - было. Не было только обносов и мы не ходили против течения. Второе нам еще предстоит: нам придется идти по Теше вверх по течению около шести километров, а первое мы испытали, обходя этот мост. Так что теперь картина полная.

Где-то через час после обноса мы увидели необычное зрелище. На берегу реки стояло огромное количество палаток. Оказалось, что это детский лагерь, хотя первоначально я принял его за табор. Вот тут мы посмеялись. Тему-большого за его широкую шляпу прозвали ковбоем, а меня за полевую форму и очки одни назвали танкистом, а другие за красную майку - индейцем. Этот лагерь тянется метров на пятьсот вдоль берега, и все это время нас сопровождала ватага ребят и девчонок, лет семи-десяти. Река вдоль берега совсем мелкая, но вылезать не приходилось, так как все мальчишки абсолютно добровольно толкали наши лодки. Вылезти пришлось, когда стало совсем мелко. И как только я вылез из лодки, в нее сразу запрыгнул паренек лет семи, на ходу спрашивая, можно ли ему это сделать. Надо сказать, что делал он это предельно аккуратно, вот только мокрыми ногами встал прямо на мое сиденье. Такое же было еще в двух лодках. Но это были цветочки. Леша вообще не хотел вставать с лодки, но все-таки пришлось. И вот Леша аккуратно ведет лодку, выискивая место помельче (он - в куртке и практически не закатанных штанах защитного цвета). Тут подбегают ребята: "А давай мы тебе поможем", и, не дожидаясь ответа, толкают лодку, а вместе с ней и Лешу туда, где он погружается по пояс, и затем мгновенно, с ловкостью кошки запрыгивают в лодку и быстро-быстро начинают грести. Ребята совершенно искренне (!!) извиняются: "А мы и забыли, что там глубоко". В это время Тема-маленький садится в лодку и одновременно отталкивается от берега. Вот он оттолкнулся от берега и на одной ноге балансирует,пытаясь сесть. "Давай мы тебя толнем!" - предложили ребята. Но к счастью для себя Артем успел отказаться от предложенной помощи.

Далее ничего интересного не было. Только когда мы увидели устье, округу пронзил громкий возглас "Ура!". У нас было целых три места для стоянки. Было тогда 21:50. Ужин начался минуты в две первого. Так что мы были в шоке: если сегодня мы уже поужинали, то нам предстоит сутки голодать. В час мы пошли спать, где-то совсем недалеко проходит железка, до которой нам надо добраться. Все (пока). Дождь еще моросит, но мы надеемся на лучшее. Теперь посмотрю карту и буду читать историю.

До трех часов полупровалялся-полупроспал-полупрочитал. Дождь идет с переменным успехом. В три часа поели, затем я с двумя Андреями пошел за дровами.

Сейчас 20:10. Только что жарил оладья. Некоторые еще жарят. Им надо поставить памятник. Сковородка ужасно кривая. Тесто очень жидкое. Подставки постоянно падают. Огонь то очень сильный, то его нет. Весь день периодически шел дождь. Пойдем мы завтра или нет - неизвестно. Только что прошла странная туча. Она шла очень низко и при этом крутилась в горизонтальной плоскости, причем она резко отличалась от остальных. Ее границы были легко различимы. Сначала мы подумали, что это идет стена дождя, но туча прошла, а воды не было. Минут через десять действительно пришла стена дождя. Мы еле успели залезть в палатки. Пошел страшнейший ливень с ураганными порывами ветра. Ветер был настолько силен, что мы испугались, не выдернет ли колья от палатки. Дождь "пробивал" тент, так что теперь наша палатка (находящаяся под тентом и не качающаяся его) покрыта слоем воды. Внутри, правда, пока сухо и дождь стих.

Дождь опять усилился. Наверное, уже черти шалят, ведь сегодня полнолуние. Сейчас буду играть в карты-шахматы с Андреем.

19 июля 1997. Суббота

Только что сели на поезд Арзамас - Муром, на станции Родяково. Вчера (или сегодня?) около полуночи поужинали. Ровно в полночь все небо было в тучах, а луна показалась среди тьмы. Все сразу вспомнили нечистую силу. Вася (впрочем, как и все остальные) заявил, что в черта не верит и его не боится. Но когда ему на плечо неожиданно положили руку и сказали что-то наподобие "Ух!", он почему-то подпрыгнул и "проглотил" язык. Затем все удалились на покой.

У костра: "Ты - высокий, а я - низкий; ты можешь дышать, а я - нет". (Железная логика Андрея Петрова, во время наставления Васи).

В прошедшую ночь, как я уже говорил, было полнолуние, поэтому во время ужина С.Н. стал стращать нас всякими чертями и вурдалаками, добавляя при этом, что сегодня они что-нибудь обязательно устроят. Когда к этому заявлению мы отнеслись пессимистично, он сказал, что и сам может "пройтись" по палаткам. На это все отвечали, что топор полетит в первого, кто попытается проникнуть в палатку. "Всегда обещают в подобных случаях, но топор еще ни разу не летал," - засмеялся С.Н., - "а, впрочем, зря я предупредил, мне-то сегодня лень вставать, а так кто-нибудь полезет, а вы подумаете, что это я". "Ну, не знаю, кого Вы там предупредили, а я точно предупредил, что топор полетит", - скромно вставил Леша.

Сегодня утром вместо обещанных шести мы встали около восьми. С.Н. сказал, что пожалел нас. Палатки были мокрые, но времени не было, пришлось складывать, какими есть. К половине одиннадцатого мы собрались и погрузились. Грести против течения - занятие не из самых приятных, но нашей байдарке (наверное, как и всем остальным) особых хлопот оно не доставило. Потом полдня сушились. Кстати, сегодняшний переход занял всего 50 минут. Затем "впритирку" успели на электричку, которая шла в 14:23. Вот я в ней и сижу, голодный, еще не уставший и довольный. Что будем делать дальше - не знаем. Может быть, погуляем по Мурому, может быть, поедем дальше.

Сейчас 17:17, мы - в поезде Муром - Черюсти, который будет идти около пяти часов, катаясь туда-обратно в прямом смысле слова. В Черюстях у нас есть минимальные шансы успеть на электричку в Москву. Посмотрим.

В настоящее время поход почти закончен. Только что стукнуло 2:00. Сидим на Белорусском вокзале, ждем первую электричку, которая пойдет в 5:25 на Кунцево. Раз мы уж в Москве, соответственно, то минимальные шансы реализовались, и на электричку в Москву мы успели. Успели даже в метро, но вот Филевская линия уже оказалась закрытой. До меня только дошло, что писать надо уже на 20.07.97, ну да ладно.

Вот мы и в интере. Сидим голодные, ждем, когда откроется оптуха. Итак, путешествие на реку Сережу завершилось!