Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.pms.ru/water/2001-5.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:51:14 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: викинг
Дневник похода на Соловки (август 2001)

Дневник похода
Москва - Соловки - Москва
(август 2001)

(Авторы - ОЗЕРОВ Сергей и МОГИЛЕВСКИЙ Женя,
фотографии - ОЗЕРОВ Сергей и СЕРГЕЕВ С.Н.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Виды

Следующий день мы посвятили изучению еще одной достопримечательности времен игуменства Филиппа - системе каналов. Этому предшествовала целая история с поиском лодки, на которой мы могли бы это сделать. Местная лодочная станция просила 150 рублей за час. К счастью, нас выручил местный житель, посоветовавший обратиться к некоему Гедеминосу. Когда мы к нему пришли и спросили о лодке, викинг Гедеминос сурово спросил: "Кто вам сказал?". При этой фразе я стал гадать, кто станет первой жертвой разбушевавшегося помора, но он быстро успокоился, и мы договорились. Так что на следующее утро мы рано утром собрались и отправились на лодочную станцию километрах в трех от поселка.

Загрузившись в лодку, мы пошли через первое озеро на нашем пути - Средний Перт. Соловецкий архипелаг насчитывает 516 озер, из которых подавляющая часть расположена на Большом Соловецком острове. Там они расположены неравномерно: в основном в западной, северо-восточной и юго-восточной частях. И хотя они относятся к малым по размерам (от 5 до 50 га) количество пресной воды в них значительно. Возраст озер тоже очень разный - от молодых, со светлой водой, до старых и уже зарастающих. А глубина колеблется от 2 до 15 метров. Средний Перт - озеро для Соловков среднее по размерам, по возрасту, да и по глубине. Но даже на нем при сильном ветре могут быть довольно большие волны. Зато пейзаж по берегам - самый живописный.

Первый канал на нашем пути - самый широкий, но и он не превышает 5 метров по ширине. Зато он самый короткий и удобный в навигации и мы быстро проплыли в небольшое Круглое Орлово озеро. Вообще же каналы имеют небольшую ширину, не превосходящую 2 метров, зато гораздо более длинные. Их строительство началось еще при игумене Филиппе, но свой современный вид они приобрели лишь в начале XIX века, когда их обложили валуном.

Типичный представитель такого канала - следующий на нашем пути и соединяющий Круглое Орлово озеро с Щучьим. Каналы и не старались делать широкими, их назначение - пропускать лодки и небольшие паровые катера, которые подвозили ближе к монастырю лес и наловленную рыбу. Сейчас деревья растут прямо по берегам каналов, но когда-то вдоль каналов они были вырублены и устроены специальные пешеходные дорожки, по которым с помощью веревок лодки и протаскивались из озера в озеро. Также над каждым каналом был устроен пешеходный мостик, а в некоторых каналах были установлены и шлюзы, ныне не сохранившиеся.

Впрочем, вернемся к нашему плаванию. Пройдя через Щучье озеро с его сильно изрезанными берегами и миновав вход в еще один канал (он ведет в другое озеро а через него проходит другой туристический маршрут - Малый круг) мы вошли в длинный канал, ведущий в не менее длинное и мелкое озеро Валдай. Дальше мы, следуя по маршруту Большого круга, прошли еще один канал и вышли на самое большое озеро архипелага - Большое Красное.

Свой современный вид оно приобрело после постройки в северной его части дамбы, существенно поднявшей его уровень. Но по этой же причине озеро довольно мелкое, а из дна эпизодически торчат здоровые пни. На озере несколько островов, множество заливов; словом из-за величины озера, в нем легко заблудиться.

Впрочем, озеро мы благополучно переплыли (успев искупаться в одном из заливов), ориентируясь по Секирной горе и навигационным меткам. По пути мы покормили местных обитателей - чаек, и, несмотря на сильное волнение (такое, что пришлось менять курс), причалили на его северном береге (попутно едва не потерпев катастрофу, когда мы налетели на подводный камень). Безусловно, путешествие по озерам доставляло нам истинное удовольствие.

Дальше!

© Клуб водного туризма СУНЦ МГУ, water-tour@mail.ru

Новый сайт Турклуба СУНЦ МГУ

Сайт СУНЦ МГУ Форумы Выпускники Книги ФМШ Дайджест ФМШ Пишите нам © 2000-2008 design4

Rambler's Top100 Rambler's Top100