[an error occurred while processing this directive]
Отель "две звезды"
Несовершенство существующих космических
аппаратов делает полет в космос сомнительным удовольствием
Космонавты Муса Манаров (справа) и Владимир
Титов на борту орбитальной космической станции "Мир" (1988
год) (Фото: ИТАР-ТАСС) Какое главное неудобство в космосе?
Невесомость? Как оказалось, гораздо больше обитателям
космических станций неприятна теснота. О том, насколько
комфортабельны существующие космические аппараты, корреспонденту
"Итогов" рассказал человек, в общей сложности "проживший"
на орбите более полутора лет, - летчик-космонавт, Герой
Советского Союза Муса Манаров.
- Чем же плохи нынешние космические
корабли?
- Практически всем. Большая проблема
- перегрузки при взлете и посадке. Недаром в мои годы
был очень жесткий отбор в космонавты. Это объяснялось
тем, что людей старались брать "с запасом", потому что
никогда не знали, когда этот человек полетит, куда и в
каких условиях. Меня, например, зачислили в отряд космонавтов
в 1976 году, а полетел я в 1987-м. Сегодня критерии отбора
стали помягче, но ненамного. Даже первого космического
туриста Тито проверяли весьма тщательно. Кому нужно, чтобы
турист умер, не выйдя на орбиту или не приземлившись?
- Что, перегрузки настолько же велики,
как и во времена Гагарина? И на "шаттле" тоже?
- Чуть легче. У нас и у американцев системы
разнятся, но и там, и там есть свои минусы и плюсы. А
в целом перегрузки велики везде. У нас спуск, например,
куда более крутой, но зато и длится он меньше, а "шаттл"
хотя и идет более полого, но все "удовольствия" растягиваются
во времени. Я как-то покрутился на "шаттловской" центрифуге
до тошноты. У нас еще чисто психологически спуск страшен
для тех, кто не знает, как это выглядит. Помните, когда
Тито приземлился, он заявил, что "побывал в раю". Я точно
знаю, про какой рай речь идет: он рад, что жив остался.
Наш спуск очень впечатляет: огонь от горящей обшивки,
выстрелы, толчки от раскрывающихся парашютов и, наконец,
чудовищной силы удар. Парашютисты поймут: когда приземляешься,
то пружинишь ногами, и все равно удар есть, а тут падаешь
и прямо на спину. Потому требования к позвоночнику, например,
самые что ни на есть высокие.
- Получается, что до массового космического
туризма дойдет еще нескоро?
- Абсолютно верно. Это не на лайнере
летать со стюардессой и бокалом шампанского. Удовольствие
то еще. Вот когда полет в космос станет столь же комфортабельным,
как и авиаперелет, туристический бизнес пойдет весьма
бойко. Но это уже из области фантастики. Точнее - далекого
будущего.
- Почему же далекого? Уже вовсю идет
торговля "лунными участками", да и с Марсом хотят познакомиться
поближе. И не только в США, но и в России такие проекты
имеются...
- Человек должен жить на Земле. Это очень
красивая планета. В космосе же неуютно. Ну не позволяет
еще пока человеческая технология претворять в жизнь столь
грандиозные замыслы. Да и нужны ли гостиницы на Луне?
- Тогда, может быть, вообще оставить
весь космос, что за пределами околоземной орбиты, в покое?
Зачем человечеству тратить миллиарды долларов на изучение
чего-то, что нельзя освоить по крайней мере в обозримом
будущем?
- Вы не правы. Без изучения ближнего
и дальнего космоса человечество просто не сможет развиваться.
Помимо того, что эти исследования приносят данные об истории
и эволюции Вселенной, нашей звездной системы и Земли,
они еще позволяют заглянуть в будущее тех или иных наук.
Предвосхитить многие открытия. Ведь есть два типа исследований:
создать в лаборатории, например, ускоритель и гонять по
нему элементарные частицы - дорого, долго и не всегда
надежно. А можно, изучая звезды, найти ответы на многие
вопросы из области физики или химии. Космос, по сути,
помогает земной науке ставить перед собой все новые и
новые задачи, главная из которых - поиск нового вида энергии.
XXI век, как и XX, - век энергетики. Все в итоге сводится
к этой проблеме.
- Но нужны ли тогда пилотируемые полеты?
Может быть, можно сэкономить, заменив человека машиной?
- Это будет еще дороже. И ненадежнее.
Число нештатных ситуаций на том же "Мире" я не берусь
даже подсчитать. Предугадать все невозможно. Вот, например,
у нас в разгар исследований по выплавке нового соединения
перегорела СВЧ-печь. Пришлось самому брать паяльник и
исправлять. А не было бы людей на борту? Создать же автономный
аппарат, который бы вел все исследования, да еще и учесть
при его разработке все возможные нештатные ситуации...
Вы представляете, в какие суммы это выльется? Проще и
дешевле послать человека.
- Вы сами хотели бы полететь в космос
еще раз?
- Вот если бы, как мы уже говорили, можно
было бы создать новый усовершенствованный корабль, а еще
лучше - взмахнуть волшебной палочкой, и ты уже в космосе,
тогда уж точно не отказался бы. А так - терпеть все эти
медкомиссии, предстартовую подготовку, нервотрепку (полетишь
- не полетишь), перегрузки - слуга покорный! Без меня
охотники сыщутся.
Истoчник:
www.itogi.ru
другие статьи
...
|
|