Космический кооператив | |||
Две конкурирующие компании решили объединиться для коммерческого покорения космоса Опубликовано: 25.06.02, No 2002/23 |
|||
Активное освоение космического пространства требует кооперации - к такому закономерному выводу вслед за государственными структурами разных стран, в свое время объединившимися для строительства Международной космической станции (МКС), наконец-то пришли и частные компании, претендующие на разработку этой "золотой жилы". Два непримиримых соперника: российская компания "Атлас аэроспейс" и международная корпорация "Миркорп" - 25 мая достигли принципиальной договоренности о создании орбитальной гостиницы для туристов. "Мы объединяем наши финансы и проектные работы теперь будем вести совместно, - заявил корреспонденту "ДХ" президент "Атлас аэроспейс" ("АА") Юрий Никифоров. - Это первый в истории коммерческой космонавтики большой совместный проект с участием двух компаний. Этап, когда каждая частная компания стремилась выйти на орбиту в одиночку, прошел. Время показало, что для осуществления космических программ просто необходима кооперация финансовых и технических возможностей бывших конкурентов". Генподрядчиком объединенного проекта является НПО "Энергия". В ближайшие дни для проработки всех деталей договора в Москву прибудет президент "Миркорп" Джеффри Манбер.
"Мы будем использовать готовые корпуса и модули, уже имеющиеся в отечественной космонавтике, - рассказывает Юрий Никифоров. - Гибкий подход позволяет нам выстраивать корабль из модулей под определенную задачу. При этом мы планируем существенно изменить внутренний дизайн в нашем модуле, приспособить его к более комфортному проживанию, увеличить объем жилого помещения. Система жизнеобеспечения гостиницы будет работать от двигателей корабля, доставляющего туристов на орбиту. Таким образом, когда экипажа нет на борту - это просто болванка, пребывание которой в космосе ничего не стоит владельцам на Земле. При необходимости энергетическую платформу тоже можно вывести. А отслужит - утопим". По расчетам партнеров, первоначальная цена проекта (основные связки, обеспечивающие функционирование гостиницы в режиме одновременного приема двух туристов) составляет 100 млн долл. Даже для земной гостиницы это очень немного, а для космоса вообще не деньги, ведь старт одного "шаттла" обходится в 500 млн долларов. На станции посещения, как предпочитают называть ее партнеры, будет два кресла. Стоимость каждого билета при регулярных запусках может снизиться до 10-15 млн долл. Помимо туристического, у станции посещения есть второе перспективное предназначение - платформа для альтернативных научных программ. "Мы сможем составить в этом вопросе конкуренцию МКС, предоставляя ученым возможность вести изыскания на борту нашего модуля. Это очень актуально, ведь очередь на проведение экспериментов в космосе сейчас расписана на 10 лет вперед", - говорит Юрий Никифоров. Есть и другие направления деятельности, например, возможность выхода в космос странам, не являющимся сегодня членами космического клуба МКС. И, наконец, гостиница может стать уникальной площадкой для проведения съемок, рекламных акций, телешоу. Кстати, в переговорах, которые "АА" вела с НАСА по поводу строительства отеля на орбите, руководство американского аэрокосмического ведомства выразило большое одобрение этим планам. Не секрет, что НАСА не приветствует использование МКС в туристических целях. В свое время добро на осуществление проекта дал и министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, правда, с оговоркой "если изыщете внебюджетные средства". Большая часть необходимой суммы уже собрана. "Нам нужны инвесторы, - говорит Юрий Никифоров, - хотя 60 млн долл. мы уже нашли, что позволяет приступить к поэтапному осуществлению проекта". За полтора года космические коммерсанты берутся построить и вывести гостиницу на орбиту. Они считают это фантастически перспективным предложением для инвесторов, поскольку для строительства современной наземной гостиницы требуется 300-500 млн долл. и не менее двух-трех лет работ. При стоимости одного билета 10 млн долл. и четырех запусках в год потребуется всего 15 месяцев, чтобы окупить все затраты. Ни одна обычная гостиница не может похвастаться такой рентабельностью. "В настоящее время мы ведем переговоры с крупными гостиничными конгломератами, говорит Юрий Никифоров. - Например, не так давно я беседовал о возможностях совместной работы с владельцем самой экзотической гостиницы мира "Венеция" в Лас-Вегасе. Огромный отель, имитирующий улицы и каналы замечательного города, занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он серьезно воспринял нашу лунную программу, при том что обычно, когда мы говорим о полетах на земной спутник, все начинают улыбаться. Хотя нет смысла отрицать: аэрокосмическая отрасль является средоточием романтических натур, мы исходим из реальных возможностей, а не фантазий. Ведь все очень просто: надо взять с полки старые разработки и влить туда деньги". Советская лунная программа по политическим соображениям была закрыта 30 лет назад. Но все наработки остались. Если их доработать с учетом современных достижений, все это можно успешно использовать в коммерческих целях. На реализацию лунной программы "Атлас аэроспейс" отводит себе чуть более долгий срок - пять лет. Затрат там гораздо больше, но и интерес к ней, по мнению компании, будет выше и устойчивей, чем к орбитальной станции. Уже сейчас идут наземные тренировки, которые заодно служат моделью для изучения спроса на эту услугу. За 5-6 месяцев тренировок по лунной программе "АА" готова обучить профессии космонавта двоих исследователей. По расчетам Юрия Никифорова, недостатка в клиентах, хотя бы на первых порах, быть не должно. На своем сайте компания демонстрирует трехмерную модель будущей станции. Уже сейчас туда пишут мечтатели со всего мира, рвущиеся побывать в космосе. Не у всех из них, правда, есть на это необходимая сумма, но многие предлагают выгодные условия сотрудничества. Диапазон намерений и возможностей авторов писем очень широк, от студентов, согласных, как Тимоти Синглеттон из Техаса, "выполнять любые задания, чтобы попасть в космос", до серьезных исследователей, предлагающих совместный бизнес. Например, доктор C.Б. Tасс (Бирмингем, США) прислал следующее послание: "Я возглавляю медицинскую лабораторию, специализирующуюся на выпуске новых препаратов. Мы очень заинтересованы в проведении экспериментов на орбите. Мы не можем уплатить 20 млн долл. за полет на орбиту, однако согласны передать вам часть прав на те лекарства, которые будут созданы в ходе этих работ". |
|||
Евгения ЛЕНЦ | |||