Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.atlasaerospace.net/luna.htm
Дата изменения: Sat Apr 9 21:22:29 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:22:29 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: каллисто
Проект Одиссей
Карта сайта

Услуги
Проекты
 
Страница для печати

Описание проекта

 Нажмите для увеличения
Проект "Одиссей" воспроизводит все этапы предварительного отбора и предполетной подготовки экипажа пилотируемой межпланетной станции и 7-дневный космический полет по трассе "Земля - Луна - Земля".
Отбор кандидатов на участие в проекте производится на конкурсной основе среди учащихся ВУЗ-ов и школ московского региона. Отобранные на первом этапе кандидаты подвергаются медико-психологическому тестированию по результатам которого формируются основной и дублирующий экипажи по 6 человек в каждом. В Центре подготовки космонавтов они проходят ускоренную подготовку к полету, включая:
  1. Общекосмическую подготовку.
  2. Специальную космическую подготовку (к невесомости, перегрузкам, выживанию, психологическим стрессам).
  3. Подготовку в составе экипажа по программе выведения на орбиту Земли и спуску с орбиты на тренажерах транспортного корабля "Союз".
  4. Подготовку в составе экипажа по программе межпланетного перелета "Земля-Луна-Земля" на тренажере станции "Мир".
  5. Подготовку по программе технологических экспериментов и исследований.

Полет имитируется в режиме реального времени, включая следующие основные этапы: старт космического корабля "Союз", выведение на орбиту, стыковка с межпланетным комплексом, полет по околоземной орбите, выдача разгонного импульса и переход на траекторию полета к Луне, полет по эллиптической орбите, выдача тормозного импульса для перехода на круговую селеноцентрическую (лунную) орбиту, полет по круговой орбите вокруг Луны, выдача разгонного импульса для перехода на траекторию полета к Земле, полет по межпланетной эллиптической орбите, выдача тормозного импульса для перехода на геоцентрическую орбиту, расстыковка, посадка транспортного космического корабля "Союз" на Землю.
Программа полета состоит из трех больших этапов.

Этап ? 1

 Нажмите для увеличения
На трех кораблях "Союз" экипаж выводится на орбиту и доставляется на орбитальный комплекс, в составе которого уже находится подготовленная к полету пилотируемая межпланетная станция (МС).
Перед стартом каждый экипаж надевает полетные скафандры "Сокол" и проходит медицинский экспресс-контроль в специальной лаборатории.
В качестве кабины корабля используются тренажерные макеты спускаемого аппарата и бытового отсека корабля, соединенные переходным люком и рассчитанные на экипаж из 3-х человек.
Перед стартом экипаж переводит в требуемое положение необходимые тумблеры и переключатели на пультах управления кораблем, надевает защитные перчатки, опускает и герметизирует защитное остекление скафандров. В скафандре создается избыточное давление (наддув скафандров). С этого момента и до выхода на орбиту экипаж дышит воздушной смесью, поступающей из системы КСС.
При выведении экипаж контролирует прохождение контрольных точек траектории выведения по изменению шума от работы двигателей ракеты-носителя, а также звуков, возникающих при разделении ступеней и отстреле использованных элементов конструкции. При этом командир ведет непрерывную связь с Землей и с членами своего экипажа, которые используют микрофоны и динамики, встроенные в личные шлемофоны, также специальные тангенты (клавиши включения микрофона) на физиологических ручках, расположенных между ног. В каждый момент времени на выведении экипаж готов к аварийному отстрелу кабины от ракеты-носителя и спуску на Землю.
После выведения корабля на орбиту экипаж переходит в бытовой отсек, где снимает скафандры, переодевается, принимает пищу и отдыхает, готовясь к стыковке с орбитальной станцией.
Дальний участок сближения с орбитальной станцией осуществляется без непосредственного участия экипажа. Командир лишь контролирует работу автоматики и ведет связь с ЦУП-ом. Остальные члены экипажа ведут переговоры с Землей и готовятся к стыковке.
Начиная с дальности 15-20 км. экипаж занимает свои места в спускаемом аппарате и закрывает переходной люк СА-БО на случай аварийного столкновения со станцией и угрозы разгерметизации. На дальности 1 км. происходит отказ автоматического звена системы управления сближением и командир экипажа по согласованию с "Землей" берет управление кораблем на себя. На дальности 50 метров корабль и станция попадают в тень Земли. Командир управляет кораблем по бортовым огням станции и причаливает к одному из ее портов, включив корабельную фару. После стыковки и стягивания проверяется герметичность стыка.

Этап ? 2

На станции происходит общий сбор всех участников полета, разбор действий экипажей на этапах выведения и стыковки и постановка задач межпланетной экспедиции.
К Луне экипаж летит на межпланетном модуле, в качестве которого используется тренажер базового блока орбитальной станции "Мир".
Члены межпланетного экипажа (как основного, так и дублирующего) имеют следующие полетные специализации:
  • Командир (осуществляет общее руководство на борту, отвечает за безопасность и жизнедеятельность экипажа, оперативно распределяет и перераспределяет нагрузку членов экипажа, отвечает за связь с Землей);
  • Бортинженер 1 (выполняет контроль и обслуживание постоянно действующих бортовых систем МС);
  • Бортинженер 2 (выполняет контроль и обслуживание комплекса технологической аппаратуры на борту МС);
  • Инженер-исследователь ?1;
  • Инженер-исследователь ?2;
  • Врач-исследователь.

До прибытия экипажа МС должна быть подготовлена к предстоящему полету, в том числе:
  • укомплектована всем необходимым оборудованием и полетной документацией;
  • иметь на борту в специально отведенных местах запасы продуктов питания и других расходных средств и материалов;
  • содержать укладки личных вещей каждого члена экипажа на все время полета;
  • находиться в состоянии консервации бортовых систем и оборудования;
  • обеспечивать возможность видеть и прослушивать переговоры членов экипажа с момента его появления на борту.

По прибытии на борт МС командир проводит общий сбор экипажа и постановку задач по расконсервации станции.
По завершении расконсервации командир выходит на связь с Землей и принимает радиограмму (Форма 24) на оставшуюся часть первых суток полета.
Основная задача первых суток - подготовка и проведение динамических операций, связанных с переводом МС на траекторию полета к Луне. КЭ и БИ-1 тестируют СУД МС и контролируют по времени и расходу топлива процесс построения ориентации и выдачу разгонного импульса.
Остальные члены экипажа наблюдают угловое движение МС визуально через иллюминаторы и на ВКУ.
Полет по межпланетной траектории занимает около семи суток. Экипаж находится на постоянной связи с "Землей", наблюдает внешнюю космическую обстановку, выполняет программу технических и биотехнологических экспериментов и исследований, выявляет причины возникновения неисправностей на борту и устраняет их последствия, обеспечивает собственную жизнедеятельность, ведет связь с экипажем МКС (по каналу радиолюбительской связи), с российскими и зарубежными участниками космических полетов, а также с пользователями сети Intrnet. Оставшееся время экипаж отдыхает, занимается просмотром теле- и видеопрограмм, физической подготовкой.
Контроль внешней космической обстановки ведется с использованием иллюминаторов станции, а также специальных мониторов, имитирующих внешние телекамеры наблюдения. Экипаж наблюдает "бег" звездного неба, Землю и Луну на разных дальностях и в различных условиях освещенности Солнцем. При этом все не используемые для целей наблюдения иллюминаторы должны быть закрыты снаружи. По разрешению ЦУП-а производится фотографирование и видеосъемка.
Связь с Центром управления полетом, с экипажем МКС (по каналу радиолюбительской связи), с российскими и зарубежными участниками космических полетов, а также с пользователями сети Intrnet осуществляется экипажем как с использованием штатных пультов связи, так и с использованием бортового Laptop (радиолюбительский канал и Intrnet). Некоторые сеансы связи сопровождаются изображением.
Сеансы связи подразделяются на:
  • обязательные периодические (1 раз в час) или по вызову с использованием УКВ-канала без ТV-картинки;
  • запланированные радиограммой Ф-24 с использованием репортажных камер;
  • те же в режиме видеоконференций (двусторонняя "ТV-картинка").

Для репортажа используется одна стационарная видеокамера ("видит" район стола в ББ) и одна переносная. В комплект каждой камеры входит источник дополнительного света, кабель и кассеты. Съемку переносной камерой проводит, как правило, один из Исследователей.
Видеосъемка в ходе полета ведется в следующих случаях:
  • во время видеорепортажей и видеоконференций (в реальном времени);
  • при проведении технических экспериментов на борту и наблюдении внешней космической обстановки, а также при возникновении нештатных и аварийных ситуаций для их последующего разбора (на кассету или по кабелю).

Пакетная связь с Землей используется экипажем для приема радиограмм Ф-24 и текущих радиограмм. Имитируется средствами межкомпьютерной связи в рамках локальной сети тренажера, объединяющей ПЭВМ Пульта ОГУ и Laptop на борту. Интерфейс пользователя соответствует штатному.
Радиолюбительская связь как канал голосовой связи используется экипажем по указанию Земли для:
  • установления связи с экипажем МКС;
  • общения с радиолюбительской аудиторией.

Связь через сеть Internet используется для организации диалога в реальном времени с любым членом экипажа. Выход экипажа в Internet осуществляется через локальную сеть РГНИИЦПК. Страница, через которую реализуется обмен информацией, располагается на сервере компании "ATLASAEROSPACE".
Обеспечение собственной жизнедеятельности включает личный медицинский контроль, прием пищи, сон, выполнение санитарно-гигиенических мероприятий. В основном все реализуется штатно, включая подогрев специально заказанной на борт "космической" пищи и напитков, использование спальных мешков и бортового медицинского пояса.
Питание экипажа происходит по штатной схеме. На борту хранится запас готовых к употреблению продуктов в "космическом" исполнении. Пища принимается за общим столом. Используется штатный подогреватель пищи. Пищевые отходы собираются в специальный одноразовый контейнер, который по мере заполнения переносится одним из членов экипажа в санузел. Возможно проведение использования отходов.
Физические упражнения предусматриваются:
  • на бегущей дорожке;
  • на велоэргометре;
  • на перекладине;
  • с эспандерами.

Упражнения выполняются в специально для этого предназначенных костюмах. По окончании обязательны водные процедуры.
Медицинский осмотр и контроль объективных показателей жизнедеятельности и состояния обязателен для каждого члена экипажа. Он производится ВИ (врачом- исследователем) с использованием бортового медицинского оборудования "Гамма", а при необходимости - самочувствие контролируется врачом из состава ОГУ. Им же назначаются лечебные процедуры в экстренных случаях. Любой заболевший член экипажа может быть в ходе экспедиции заменен на своего дублера. Дистанционный медицинский контроль ведется врачом ОГУ с использованием своего Пульта, а также визуального контроля за экипажем посредствам телекамер наблюдения, работающих в условиях пониженной освещенности (ТКН). Камеры (4 шт.) установлены таким образом, что позволяют проводить мониторинг всего обитаемого объема МС.
После возвращения межпланетной станции на околоземную орбиту экипаж готовится к спуску на землю. Производится укладка личных вещей, материалов исследований и наблюдений, фото и видеоматериалов, а также приведение в порядок помещения станции. Затем экипажи покидают макет базового блока тренажера и переходят в кабины своих транспортных кораблей (комплексного тренажера корабля "Союз").

Этап ? 3

Спуск экипажей на Землю происходит также под руководством опытных летчиков-космонавтов. Перед посадкой в корабль экипаж снова надевает полетные скафандры.
По командам из ЦУП-а перед выдачей тормозного импульса корабль ориентируется маршевым двигателем по вектору орбитальной скорости с контролем направления вращения Земли в оптическом визире ВСК.
Маршевый двигатель включается в точно определенное "Землей" время и выключается после отработки тормозного импульса. Экипаж контролирует выдачу импульса и докладывает об этом на Землю. Затем работает автоматика: следует разделение СА, БО и ПАО, после входа в атмосферу и гашения скорости раскрывается парашют, затем отстреливается теплозащита СА. Экипаж ждет момента приземления.
После приземления и отстрела стренг парашюта по указанию "Земли" экипаж покидает кабину корабля и проходит в комнату для снятия скафандров и переодевания.
 Copyright ї 2002-2016 ATLAS Aerospace.   Старая версия сайта 

Rambler's Top100 Rambler's Top100