- Обычный транспортный пилотируемый корабль (ТПК) "Союз",
- Обычный транспортный грузовой корабль (ТГК) "Прогресс",
- Грузовой корабль-модуль "Стыковочный отсек" (СО), разработанный для МКС,
- Модернизированный беспилотный корабль (МБК) на базе ТПК "Союз",
- Служебно-энергетический отсек (СЭО) на базе СО,
- Стыковочный адаптер (СА) на базе СО,
- Лабораторный модуль (ЛМ) на базе РН "Союз", "Союз-ФГ".
- Лабораторный модуль (ЛМ-Б) на базе РН "Аврора", "Союз-2".
![](image/fig_s2.jpg)
Из шести приведенных элементов МОС три элемента - ТПК, ТГК и СО - являются готовыми к эксплуатации в настоящее время кораблями РКК "Энергия" и, следовательно, не требуют дополнительных средств на разработку. Длительность разработки других трех элементов системы - МБК, СЭО и ЛМ - должна составлять 1:3 года. Таким образом, начало пилотируемых программ должно обеспечиваться уже в текущем году (за счет связок традиционных космических средств). В течение последующих трех лет последовательно (с появлением новых элементов) должны будут выполняться миссии с расширенным кругом задач, а через 3-4 года на орбите будет функционировать орбитальная станция, основанная на новых (отличных от МКС) принципах эксплуатации и развития.
![](image/fig1_s.gif)
ТПК "Союз" (рис.1) предназначен для выполнения задач доставки экипажа из двух-трех человек на околоземную орбиту высотой до 450 км, активной стыковки с орбитальными объектами, обеспечения жизнедеятельности экипажа до 5,5 суток в автономном полете и его возвращения на Землю в заданный район.
![](image/fig2_s.gif)
ТГК "Прогресс" (рис.2) предназначен для выполнения задач доставки полезного груза массой 1800 кг сухих грузов и 2080 кг жидких и газообразных рабочих тел на околоземную орбиту высотой до 450 км, активной (либо пассивной, при необходимости) стыковки с орбитальными объектами и обеспечения управляемого затопления отработанных грузов в заданной акватории мирового океана.
![](image/fig3_s.gif)
СО (рис.3) предназначен для обеспечения возможности "выхода" космонавтов в открытый космос при нахождении отсека в орбитальных пилотируемых связках, предоставления дополнительного объема для работы космонавтов на орбите (до 13 куб. м), а также для доставки сухих грузов массой до 900 кг при выведении. СО совместно с приборно-агрегатным отсеком (ПАО) составляет грузовой корабль-модуль, который может осуществлять активные автоматические стыковки с орбитальными объектами. После стыковки ПАО может отделяться и автономно утилизироваться. При этом на СО освобождается второй стыковочный агрегат для приема грузовых, пилотируемых кораблей и модулей.
Требуемый ресурс СО на орбите в составе МОС - 5 лет.
![](image/fig4_s.gif)
МБК (рис.4) предназначен для выполнения задач доставки полезного груза массой около 2100 кг сухих грузов на околоземную орбиту высотой до 450 км, проведения космических экспериментов длительностью до 180 суток в автономном полете, пассивной стыковки с орбитальными объектами для проведения обслуживания груза либо возвращения экипажа с орбитального объекта и возвращения порядка 230-800 кг полезного груза (либо экипажа из 2-3 человек и 70 кг полезного груза) на Землю.
Необходимо рассмотреть две модификации МБК:
- МБК-Гр - вариант грузового МБК, т.е. когда корабль используется только для доставки и возвращения полезных грузов;
- МБК-ПВ - вариант пилотируемого возвращения, когда требуется доставка на орбиту полезного груза, его обслуживание на орбите, а возвратить на Землю требуется экипаж соответствующей экспедиции посещения (после переоснащения спускаемого аппарата МБК).
Поскольку для МБК не потребуется использовать на носителе систему аварийного спасения, необходимо предусмотреть возможность использования в качестве бытового отсека грузовой отсек ТГК "Прогресс".
Требуемый ресурс МБК на орбите (в автономном полете, в составе МОС) - 180 суток.
![](image/fig5_s.gif)
СЭО (рис.5) предназначен для доставки на орбиту части служебных систем, дооснащающих орбитальные объекты необходимыми бортовыми системами и энергетикой, позволяющими существенно (на годы) продлевать сроки функционирования орбитальных связок МОС. В качестве прототипа СЭО следует рассмотреть СО и соответствующий грузовой корабль-модуль.
СЭО, аналогично СО, доставляется (активно стыкуется) на борт МОС в составе грузового корабля-модуля. После отделения ПАО на СЭО освобождается второй стыковочный агрегат для приема грузовых, пилотируемых кораблей и других модулей. СЭО должен быть снабжен дополнительными солнечными батареями (СБ) с автоматической одно-степенной системой ориентации на Солнце с установленной мощностью около 4 кВт. Система энергоснабжения (СЭС) СЭО должна быть рассчитана не только на переработку указанной собственной мощности, но и на прием, переработку и буферное обеспечение мощности, генерируемой СБ на борту лабораторного модуля.
На СЭО также возможно размещение энергосберегающих систем - гиродинов, а также высокоинформативных средств связи с Землей (через спутник-ретранслятор), многофункциональных компьютерных средств.
Требуемый ресурс СЭО на орбите в составе МОС - 5 лет.
![](image/fig6_s.gif)
Стыковочный адаптер (СА) (рис.6) предназначен для обеспечения реконфигурации орбитальной связки, создания "развиваемой" архитектуры станции, для обеспечения аварийной возможности "выхода" космонавтов в открытый космос при нахождении отсека в орбитальных пилотируемых связках, предоставления дополнительного объема для работы космонавтов на орбите (до 11,5 куб. м), а также для доставки сухих грузов массой до 700 кг при выведении. СА совместно с приборно-агрегатным отсеком (ПАО) составляет грузовой корабль-модуль, который может осуществлять активные автоматические стыковки с орбитальными объектами. После стыковки ПАО может отделяться и автономно утилизироваться. При этом на СА освобождается второй стыковочный агрегат для приема грузовых, пилотируемых кораблей и модулей. В отличие от СО, стыковочный адаптер снабжен третьим боковым причалом, оборудованным для приема кораблей и модулей (оснащен радиотехническими и оптическими средствами). В некоторых случаях СА может снабжаться автоматической системой перестыковки (АСПр) модулей. Кроме того, в отличие от СО, СА проектируется на более длительный срок эксплуатации, т.к. на фоне одного СА могут смениться несколько целевых модулей.
Требуемый ресурс СА на орбите в составе МОС - 5:10 лет.
![](image/fig7_s.gif)
ЛМ (рис.7) предназначен для создания на орбите жилого объема порядка 25-30 куб. метров, позволяющего совместно с объемами ТПК, СО, ТГК и СЭО обеспечить жизнедеятельность двух-трех космонавтов сроком до 35 суток (общий объем для работы экипажа в связках МОС может достигать 40-50 куб. м). На борту ЛМ предполагается также проведение различных экспериментов, требующих герметичных объемов, видеосъемок со специальными интерьерами, наблюдений Земли и космического пространства с использованием широких иллюминаторов и т.д.
ЛМ является "пассивным" орбитальным объектом, к которому активно стыкуются остальные корабли и модули МОС. Поэтому двигательная установка ЛМ требуется только для решения задач стабилизации вокруг центра масс и (частично) для хранения топлива, доставленного ТГК.
На этапе автономного полета ЛМ после выведения требуется обеспечить функционирование модуля и его стыковку с ТГК, ТПК либо с СЭО. Для этого на его борту возможно временное размещение части служебных систем (таких как аппаратуры автоматического сближения и стыковки, бортовой вычислительной системы, специальной командной радиолинии и т.д.). После прибытия СЭО эти системы могут быть демонтированы и утилизированы либо возвращены на Землю (например, с помощью МБК).
Требуемый ресурс ЛМ на орбите в составе МОС - 5:10 лет.
![](image/fig17_s.gif)
ЛМ-Б (рис.17, рис.18, рис.19) предназначен для создания на орбите жилого объема порядка 50 куб. метров, позволяющего совместно с объемами ТПК, СО, ТГК и СЭО обеспечить жизнедеятельность двух-трех космонавтов сроком до 45 суток (общий объем для работы экипажа в связках МОС может достигать 100 куб. м). На борту ЛМ-Б, аналогично ЛМ, предполагается также проведение различных экспериментов, требующих герметичных объемов, видеосъемок со специальными интерьерами, наблюдений Земли и космического пространства с использованием широких иллюминаторов и т.д.