Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/gagarin/index.shtml?bl3.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:16:06 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
Юрий Гагарин | А. Железняков. Энциклопедия "Космонавтика" | Космический Мир

  НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


Форма онлайн заказа. Производство мебели на заказ
look-wood.ru
RB2 Network

RB2 Network


Юрий Гагарин


ОН СКАЗАЛ "ПО-Е-ХА-ЛИ!"



         40 лет минуло со времени осуществления первого в истории человечества космического полета, совершенного Юрием Алексеевичем Гагариным. Эти дни врезались в память всех, кто их пережил. Каждый сохранил это событие в своих ощущениях и волнениях на всю свою жизнь.
          В жизни каждого поколения в какой-то мере находит отражение тех дней эпохи.
          В России отмечается немало космических дат, но, к сожалению, не всегда вспоминают первопроходцев Байконура, его военных испытателей, которые несли основное бремя подготовки на технической и стартовой позициях, в бессонных испытательных буднях не раз рисковали не только карьерой, но и здоровьем, а порой и жизнью. Ведь часто при испытаниях (об этом не писали в газетах) ракеты имеют склонность падать и взрываться чаще на стартах или близи их, там, где находится стартовая команда испытателей.
          С. П. Королев говорил:
          - Мы - участники. Гагарин - самый известный участник. Мы современники Гагарина, и мы обязаны не забывать, назвать тех, кто своим ратным трудом прославил Россию. Если Вы один из участников, напишите. Не важно, что Вы делали - рыли котлован под стартовой комплекс, готовили пищу, пилотировали вертолет поисковой группы, проводили испытания космических аппаратов (КА) или ракет-носителей (РН) и так далее. Вы участники исторического момента времени нашей планеты, и Вы должны осознать себя поэтому личностью исторической и почувствовать свою ответственность перед будущим поколением.
          За 10 лет службы на космодроме испытателем космических аппаратов событий пролетело много, но это и не удивительно, так как это были первые наши годы освоения космического пространства.
          Для меня и моих коллег по 31 отделу 12 апреля 1961 года и связанные с ним события остались на всю жизнь самыми незабываемыми .Судьба сводила с многими из тех при испытаниях космических аппаратов, кто непосредственно создавал ракетно-космическую технику, был организатором наших космических программ, как С.П.Королев, Г.Н.Бабакин, К.Д.Бушуев, Л.А.Воскресенский, М.В.Келдыш, В.П.Мишин, Ю.П.Семенов, Б.В.Раушенбах, Б.Е.Черток, П.В.Цыбин, О.Г.Газенко, Е.В.Шабаров, А.И.Осташев, А.В.Палло, О.Г.Ивановский, Е.А.Фролов и многие другие.
          Офицеры - А.Г.Мрыкин, Г.А.Тюлин, А.С.Кириллов, А.П.Долинин, В.Я.Хильченко, В. И. Меньшиков, И. М. Хомяков, В. И. Ярополов и многие другие.
          Общение с этими людьми оставило незабываемый след в моей жизни.
          Пишу только о тех событиях, участником которых был лично сам. После окончания в 1958 году Рижского высшего инженерного авиационного училища ВВС им. К.Е. Ворошилова, службы в 50-й Воздушной Армии Дальней авиации на различных должностях, переучивания на Государственном центральном полигоне Министерства Обороны - Капустин Яр на ракеты 8Ж38, 8К51, несения боевого дежурства в Прибалтике поселок Паплака на ракете С. П.Королева 8К51, в конце 1960 года был направлен для прохождения дальнейшей службы в войсковую часть 11284 с предписанием явиться в распоряжение К.В.Герчика. Я не предполагал, что придется трясись в вагоне скорого поезда около трех суток, пока поезд не преодолел расстояние от Москвы до этих выжженных солнцем, богом забытых казахстанских степей. Утром поезд прибыл на небольшую станцию, находившуюся в двух с половиной тысячах километров от Москвы. По мере приближения к неизвестной мне станции сонный вагон потихоньку приходил в движение, точечками в ночи уже мерцали огни приближающего поселка. В дальнейшем я знал, что это г. Казалинск и по нему в дальнейшем определял время прибытия поезда на нашу станцию 'Тюра-Там'. То и дело хлопала дверь тамбура и в поезде было много военных, золотые пушки на черных петлицах обозначало, что они принадлежат к артиллеристам или ракетчикам.
          Поезд останавливался на станции в то время не более, чем на одну минуту. Заскрежетали тормоза и поезд остановился. Маленькое станционное здание, несколько домиков и десятка два мазанок, вросших в землю, несколько запыленных улочек белоснежным снегом маленького поселка, -вот что бросилось в глаза, спрыгнув с вагонной подножки поезда. Куда ни глянь - заснеженная равнина.
          Только через некоторое время узнал, что в переводе с Казахского 'Тюра-Там' означает 'священное место', здесь располагался - могильный памятник святого, что в дальнейшем предопределило название данной станции.
          В то время еще не получили своего распространения громкие, известные тогда названия - космодром Байконур, Звездоград, Ленинск. Каждый пункт городка имел свое цифровое обозначение: 'десятая площадка' - жилой городок, 'девятая' - аэродром, 'вторая' - испытательная площадка, с которой были запущены ракеты С.П.Королева - Р7, первый искусственный спутник Земли (ИСЗ) и Юрий Алексеевич Гагарин и другие космонавты, впоследствии названная в честь первого космонавта планеты 'Гагаринским стартовым комплексом' и так далее.
          Летом здесь стоит изнуряющая жара, в то время как зима сурова, бесснежная и сильные ветры. Здесь часто ураганные ветры, песчаные бури. Растет здесь низкорослый карагач, кусты саксаула и море верблюжьей колючки. А ранней весной создается прекрасная картина, которая радует каждого, кто увидит ее, по всей необъятной степи, куда не глянь расстилается расцвеченный красками тюльпанами ковер.
          Захожу к военному коменданту станции, посмотрев на мое предписание, предлагает мне воспользоваться попутной машиной, идущей на 10-ю площадку, и ехать в штаб части товарища К.В.Герчика. Через несколько минут езды на попутной машине, после тщательного досмотра на контрольно-пропуском пункте, просматривался городок, скрытый от постороннего взора со станции от проходящих поездов. Эта и была десятая площадка - жилая и административная зона полигона Байконура. На душе стало легче, когда увидел несколько каменных домов, штаб полигона, 4-х этажную школу, 2-х этажную столовую для личного состава и гражданского персонала, деревянный кинотеатр, строящийся дом офицеров и универмаг, офицерское и женское общежитие, несколько десятков деревянных жилых домиков, расположенных рядом с рекой Сыр-Дарья, разные хозяйственные строения.
          Разместившись в 'деревянной' гостинице на десятке, - так мы называли большую комнату, где могли разместиться человек 40-50 одновременно, отправился в штаб войсковой части.
          Прибыв в отдел кадров, капитан В.И. Сорокин направил меня в один из кабинетов для беседы с руководством, которые формировали вновь, создающийся 31 отдел в/ч 11284 для испытания космических аппаратов.За столом сидел полковник В. А .Боков - заместитель начальника полигона по опытно-испытательным работам (ОИР) и начальник, создающегося отдела, подполковник А. П. Долинин. Они предложили сесть, стали задавать вопросы: ''Какое учебное заведение закончил? Где служил? На каких должностях? Знаком ли с ракетной техникой?" В конце беседы предложили должность инженера-испытателя с окладом 1600 рублей, выйти и подумать о своем решении. Я не раздумывая, сказал, что согласен.
          Таким образом я был эачислен в группу комплексных испытаний космических испытаний 31 отдела. В отдел входило несколько групп по испытания систем космических аппаратов: группа механо-сборочных работ, двигательных установок и пневмовакуумных испытаний; группа комплексных испытаний; группа автономных испытаний; группа испытаний радиосистем и лаборатория испытаний фототелевизионных систем. Мне пришлось работать в одной из важнейших служб полигона - опытно-испытательной. В первое испытательное управление входили отделы и лаборатории по испытанию бортовых систем ракет-носителей и КА. Именно здесь выдавалась окончательная путевка в жизнь той или иной системе.
          В начале 1961 года мой опыт испытательной работы и большинство офицеров отдела ограничивался участием в и испытаниях: 2-х автоматических межпланетных станций (АМС) - 'Венера' и двух беспилотных кораблей-спутников 'Восток' с антропометрическим манекеном в кресле космонавта и собачками 'Чернушка' и 'Звездочка' на борту.
          Беспилотные запуски корабля-спутника 'Восток', надежность работы конструкции космических аппаратов и их систем укрепляли веру в успех первого пилотируемого полета человека в космическое пространство. Я в то время на технической позиции выполнял обязанности боевого расчета электрика-бортовика, а на стартовом комплексе отвечал за функционирование бортовых систем спускаемого аппарата, находясь на верхней площадке у люка спускаемого аппарата. В памяти на всю жизнь остались этапы подготовки КА 'Восток'. Нам испытателям не верилось, что эти испытания являются завершающими в многолетнем труде коллектива, возглавляемого С.П.Королевым. Все работали самоотверженно, не считаясь с личным временем и отдыхом. События, предшествующие запуску первого человека в космическое пространство, продвигались с невероятной быстротой и требовали большой собранности и ответственности. Накаленная обстановка произошла при подготовке манекенного варианта с собачкой Чернушкой на стартовой позиции. Находясь около спускаемого аппарата вместе с рядовым из 5-ой группы в/ч 25741 Б.Я.Даниловым, следя за действиями специалистов согласно графика проведения операций внутри спускаемого аппарата, я нарушил инструкцию действий боевого расчета при проведении работ внутри спускаемого аппарата на стартовой позиции. Пустил в спускаемый аппарат А.М.Генина из группы медиков, когда по графику они закладывали питание космонавту, который, открыв гермошлем манекена Иван Ивановича поместил в скафандр биологические объекты и тем самым нарушил герметичность скафандра. Произошло это перед самым закрытием люка. Прибыв на верхний мостик инженер испытатель, конструктор завода ? 918 Ф.А.Востоков со своими специалистами для осмотра кресла космонавта, скафандра и подключение электрических разъемов в катапульте. Докладываю В.И.Ярополову, что Ф.А.Востоков со своими специалистами приступает к заключительным операциям по скафандру и креслу. Вдруг через некоторое время Ф.А.Востоков, весь красный от ярости, взглянув на нас, молнией бросается к лифту и стремительно спускается вниз на ' нулевую' отметку, где в данный момент собралось все техническое руководство. Нам сверху видно как он подбегает к ведущему конструктору О.Г.Ивановскому и что-то сердито ему объясняет.
          Меня тут же доставили 'на ковер' к С.П.Королеву, где уже с ним находились А.С.Кириллов -начальник первого испытательного управления, А.П.Долинин - начальник 31 отдела, В.И.Ярополов - мой непосредственный начальник. 'Вы что там, собственно, делаете у спускаемого аппарата. Вы понимаете, что все это означает? - были слова С.П.Королева, обращенные ко мне. - Почему Вы допустили постороннего в кабину корабля?'
          Я молчал, красный как рак покрылось мое лицо, сразу понял свою оплошность, волновался, сильно переживал промах в своих действиях, но данный случай послужил мне хорошим уроком на будущее. Как позже рассказал О.Г.Ивановский, пакеты, вложенные А.М. Гениным, предназначались для биологического эксперимента: в них были заложены семена лука. Тем не менее к вечеру этого дня медиков на одного стало меньше, а О.Г.Ивановский получил свою 'порцию' от С.П.Королева, а я от своих начальников.
          9 марта 1961 года в 9:28:59,6 состоялся пуск корабля-спутника 3КА ?1 с антропометрическим манекеном, собачкой Чернушкой и другими обитателями по программе, предлагаемой для пуска человека. Через 108 минут спускаемый аппарат благополучно возвратился на Землю в положенном районе в 250 километрах от г.Куйбышева.
          Государственная комиссия принимает решение готовить к пуску следующий корабль с манекеном и собачкой, который должен повторить программу пуска 9 марта. В начале марта второй КА из этой серии с записью в формулярах 'Годен для 3КА' были доставлены на техническую позицию площадки ? 2 для испытаний.

          18 марта - суббота.

          Накануне запуска пятого корабля с манекеном и собачкой 'Звездочкой ' мы увидели, как в монтажно-испытательный корпус (МИК) направлялась группа офицеров в форме Военно -Воздушных Сил, возглавляемая Героем Советского Союза генералом Н.П.Каманиным, руководителем центра подготовки космонавтов специалистом в области авиационной медицины Е.А.Карповым и генералом Л.И.Горегляд. Среди них был и будущий первый космонавт. На следующий день А.П.Долинин и В.И.Ярополов (он в тот момент находился на испытательной площадке около кресла с манекеном, и подавал команды на центральный пульт управления, что подтверждает 25-я фотография в книге Ярослава Голованова - Космонавт ? 1, Москва, Известия. 1986 г.) рассказал нам, что в группе молодых офицеров были будущие космонавты. Они находились группой между космическим аппаратом и блоком "Е". Пояснения и отвечал на вопросы ведущий конструктор О.Г.Ивановский.
          Это были Григорий Григорьевич Нелюбов, Герман Степанович Титов, Юрий Алексеевич Гагарин, Андриан Григорьевич Николаев, Валерии Федорович Быковский, Павел Романович Попов.

          20 марта - понедельник.

          В одной из лаборатории на первом этаже МИКа будущие космонавты проводили тренировку в надевании и регулировании скафандра под руководством ведущего конструктора О.Г.Ивановского и ведущих специалистов по скафандру Федора Анатольевича Востокова и Виталия Ивановича Сверщика. Мало кто знал в то время, что к данному моменту было изготовлено только всего три индивидуальных скафандров для Ю.А.Гагарина, Г.Г.Нелюбова и Г.С.Титова.

          21 марта - вторник.

          Космический аппарат был полностью подготовлен для стыковки с ракетой. После 17 часов местного времени, когда основная часть личного состава покинула МИК, на площадку, где находился КА, появились Ю.А.Гагарин, Г.Г.Нелюбов, Г.С.Титов в сопровождении технического руководства и специалистов, для проведения тренировки в надевании скафандра, посадки космонавтов в скафандрах в кабину космического корабля, проверки скафандров и средств связи. Надевание скафандра занимало не более 20-25 минут, а посадка в кабину спускаемого аппарата и проверка оборудование на функционирование занимала 15-25 минут. Руководил данными включениями с подачей бортового питания на некоторые системы КА В.И.Ярополов и В.Я.Хильченко.

          22 марта - среда.

          С 10.00 часов утра до обеда Главный конструктор наземного испытательного комплекса и систем Владимир Павлович Бармин вместе со своими заместителем Борисом Михайловичем Хлебниковым проводили ознакомительную экскурсию с космонавтами по стартовому комплексу.

          23 марта - четверг.

          В лаборатории МИКа на первом этаже ведущий инженер ЛИИ Сергей Григорьевич Даревский проводил занятия с группой космонавтов по коррекции глобуса на пульте пилота.

          24 марта - пятница.

          В 13.00 ракету с КА и манекеном в кресле пилота вывезли на стартовую позицию и под руководством ветерана полигона Виталия Алексеевича Романенко установили в стартовое сооружение. К 18 часам Ю.А.Гагарин и Г.С.Титов облачились в скафандры с помощью специалистов и в специальном голубом автобусе ЛАЗе прибыли на стартовую позицию. С помощью ведущего конструктора и ветерана полигона В.Я.Хильченко, а так