Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Проведение практических работ в курсе астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

1.4. Основные причины неудовлетворительного состояния преподавания астрономии.

Если сделать попытку кратко сформулировать основные причины такого положения с астрономией, то они будут сводиться к следующему.

1) В подавляющем большинстве школ отсутствуют практические занятия, на которых школьники могли бы непосредственно наблюдать звездное небо, Луну, планеты, Солнце и другие небесные объекты. Полученные на уроках знания почти не находят у учащихся практического приложения, не закрепляются решением задач. Преподавание этого предмета ведется сугубо догматически, формально и сводится только к переложению учебника. А раз нет наблюдений, живого созерцания, нет и прочных, осмысленных знаний.

2) В свою очередь отсутствие практических работ в школах объясняется главным образом неразработанностью наиболее приемлемых и эффективных методов изложения конкретных вопросов школьной астрономии, а особенно в проведении практической ее части.

В самом деле, чем объяснить, например, столь слабые знания звездного неба, о которых говорилось выше, или лучше оказать незнание азбуки астрономии? Разве звездное небо недоступно ученикам, или в школах недостаточно звездных карт для его изучения? Очевидно и карты есть, и звездное небо постоянно над головами школьников. Дело в порочной методике изложения этого раздела астрономии, в формальном перечислении некоторых созвездий и рассматривании их только по карте. Но так как обычная звездная карта далеко не отражает вида натурального звездного неба, она - только условное его изображение, то, естественно, учащиеся по ней не могут воспринять правильно вое астрономические понятия, относящиеся к звездному небу, или запомнить взаимное расположение созвездий. Начинают они не с живого созерцания, а с абстрактной схемы. Процесс познания в этом случае поставлен с ног на голову. Не случайно же учащиеся в своих ответах о практических работах по астрономии пишут: "Никаких наблюдений у нас не было"; "Мы проводили практическое занятие по наблюдению звезд, когда шли из школы домой. "Я знаю Большую Медведицу и Полярную звезду". "Я знаю созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Коршун и Теленок (вместо Орел и Телец) и т.д.

Или взять пример с изучением спектрального анализа -одного из основных методов познания окружающего нас мира. Повсюду, где приходилось знакомиться о состоянием преподавания астрономии, изучение спектров ограничивается только рассмотрением рисунков (да и то недостаточно убедительных). Непосредственного же наблюдения спектра Солнца с помощью школьного спектроскопа учителя не практикуют. Хотя спектроскоп позволяет не только наблюдать фраунгоферовы линии, но и фотографировать их и производить их отождествление. Причину такого положения также следует искать в неразработанности методики изучения спектров.

То же можно сказать и об изучении некоторых других методов и практических применений астрономии. Уже одно то обстоятельство, что школы имеют весьма ограниченное количество специальных методических пособий для проведения наблюдений и практических работ по астрономии, говорит о невнимании к этому школьному предмету.

Не сравнить в этом отношении курс физики. Учитель там располагает разнообразными и хорошо разработанными руководствами для проведения лабораторных работ, физических практикумов. И результаты не замедлили оказаться. За последние 10 лет стали редкостью такие школы, где бы практические работы или демонстрации по физике не проводились. Эксперимент в физике стад необходимой органической частью педагогического процесса. К сожалению, то, что в физике является правилом, в астрономии это пока исключение.

3) Существенно влияют на правильную постановку преподавания предмета четкие и ясные требования программы. Только программа определяет круг обязательных знаний, которыми должны обладать школьники, и дает перечень обязательных демонстраций и практических работ. Однако в программе по астрономии все еще нет ясного требования в проведении определенного перечня практических работ, которые выполнялись бы под руководством учителя по типу практикума с оформлением полученных результатов или выполнялись бы учащимися самостоятельно в домашних условиях. Такая конкретизация существенно меняла бы отношение учителей к проведению практических занятий.

Приведенный в конце программы перечень важнейших наблюдений и практических занятий выглядит совершенно оторванным от основного содержания самой программы и никак не регламентирован во времени. Поэтому он и воспринимается некоторыми учителями как пожелание, а не как требование. Было бы целесообразнее этот перечень работ распределить по темам в соответствии о их содержанием, а для некоторых из них указать и характер выполнения работы, групповое ли это наблюдение под руководством учителя, или классное упражнение, или самостоятельная работа учащихся в домашних условиях. К тому же, 4-х часов для проведения практических занятий недостаточно. Их следовало бы несколько увеличить. В этом случае ряд вопросов можно было бы изучать непосредственно на практических занятиях.

4) Учителя астрономии многих школ сами недостаточно подготовлены, чтобы свободно вести практические занятия по наблюдению неба, Луны, планет, Солнца, использовать приборы для иллюстрации методов астрономии и для решения практических задач. Естественно, что часть из них просто избегает вечерних занятий и ограничивается только изложением материала по учебнику.

Объяснить это можно тем, что в самой системе подготовки учителей астрономии в педагогических вузах имеются в настоящее время серьезные недостатки, устранение которых зависит от Министерства просвещения РСФСР. Например, в нынешнем 110-часовом курсе астрономии на методику ее преподавания в школе совсем не отводится времени.

5) Серьезным тормозом в дальнейшем улучшении преподавания астрономии, в повышении качества знаний учащихся следует считать удивительное равнодушие к этому школьному предмету со стороны руководителей школ, органов народного образования и методических учреждений.

За время пребывания диссертанта в качестве учителя в школе (а это сравнительно большой промежуток времени) не отмечено ни одного случая, чтобы этим предметом интересовались директор или завуч или где-то обсуждались бы вопросы, относящиеся к его преподаванию, как это делается по другим предметам. Никогда не касались астрономии и инспекторские проверки местных и областных органов народного образования. Видимо поэтому в школах можно встретить случаи, когда программа по астрономии не выполняется, а учащимся вместо систематических знаний сообщаются отрывочные сведения из разных разделов астрономии (из 10 проверенных школ таких оказалось 3). Более того, в ряде школ совсем не преподается астрономия (из 50 проверенных - в двух школах). И это ведь средние школы, где есть преподаватели физики и математики, окончившие физико-математические факультеты.

В некоторых школах на астрономию смотрят как на "довесок" к другим предметам и с молчаливого согласия директора и завуча используют отведенные на этот предмет часы для занятий по физике, математике, химии. Методкабинеты и институты усовершенствования учителей также выпустили из поля зрения школьную астрономию. Ни методических докладов, ни разработок по отдельным темам не практикуют. А такая эффективная Форма методической подготовки, как семинары для учителей астрономии, чрезвычайная редкость.

Автор настоящей работы по своей инициативе проводил такие семинары при Арзамасском пединституте. Отзывы о них всегда были самыми благоприятными. Учителям именно практической подготовки и не хватает. Они с удовольствием осваивают методику наблюдений звездного неба, овладевают практикой телескопических наблюдений, знакомятся с другими практическими работами, которые можно провести в школе.

План таких семинарских занятий, рассчитанный на 2-3 занятия, включал в себя следующие вопросы: 1) Методика проведения занятия по ознакомлению учащихся со звездным небом. 2) Понятие звездной величины. Практические способы сравнения звезд по их блеску. 3) Телескопические наблюдения Луны, планет, двойных звезд, туманностей, звездных скоплений. 4) Наблюдения и измерения с помощью теодолита. 5) Методы наблюдения Солнца и солнечных пятен. Методика обработки полученных наблюдений. 6) Виды других практических работ по астрономии и методика их выполнения.

Поскольку улучшение преподавания астрономии всецело зависит от подготовки самих учителей, от того как они повышают свою квалификацию, организация систематической и целенаправленной учебы работающих учителей является первостепенной задачей органов народного образования.

В.И. Ленин в свое время указывал, что направление каждой школы определяется "всецело и исключительно составом лекторов. Никакой контроль, никакие программы и т.д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов" 1

Вот поэтому заслуживает серьезного внимания опыт ГДР по обучению своих учительских кадров. У них ежегодно для учителей астрономии организуются в летние каникулы (в течение 5-7 дней) специальные семинарские занятия, на которые съезжаются до 250 учителей. Такие семинары проводятся в крупнейших научных астрономических центрах.

Например, при Йенском университете семинарские занятия проводились по следующим темам: 2
1) проведение наблюдений Солнца, Луны, планет, комет, метеоров, двойных и переменных звезд, галактик;
2) изготовление самодельных средств обучения и телескопов;
3) ориентирование по небу, системы координат, измерение времени, инструменты;
4) планетная система, физика планет и комет, межпланетная материя;
5) движение планет и закон всемирного тяготения, искусственные спутники;
6) физика Солнца;
7) методические указания к ориентированию по звездному небу;
8) осмотр обсерваторий и лекции в планетарии.

Причем, о всех летних мероприятиях для учителей астрономии и о тематике занятий заранее сообщается в специальном журнале "Астрономия в школе". Все это помогает учителю заранее спланировать свою работу и своевременно выбрать себе форму учебы на летний период.

Но, как уже указывалось, наши методические учреждения такой работы или не проводят совсем или проводят ее эпизодически. Можно с уверенностью сказать, что учителя охотно бы пошли на такие мероприятия, которые совсем нетрудно организовать в целом ряде научных центров нашей страны, при университетах и педагогических институтах как кратковременные курсы.

В ГДР, кроме того, для учителей астрономии издается свой методический журнал "Астрономия в школе". Выходит он раз в 2 месяца объемом в 1,5 печатных листа. Это серьезная помощь учителю, причем систематическая.

У нас вопросы школьной астрономии освещаются на страницах журнала "Физика в школе". Но места им отводится там столько же, сколько астрономия занимает места в учебном плане в сравнении с физикой. Если взять этот журнал хотя бы за последние 2 года, то общий объем астрономического материала, напечатанного в нем, составляет всего 4,5 печатных листа. Иными словами, на 84 печатных листа, которые составляют 12 номеров журнала, астрономии отводится не более 5%.

Совершенно очевидно, что этого явно недостаточно, чтобы оказывать заметное влияние на судьбы школьной астрономии. Видимо назрела необходимость издания специального журнала у нас. Может быть на первых порах как специального приложения к журналу "Физика в школе". Об этом уже говорят и учителя и методисты астрономии. Вот что пишет, например, кандидат педагогических наук В.А Шишаков [143]. "По нашему мнению, астрономия в школе гораздо больше нуждается в помощи, чем физика. Было бы хорошо, иметь специальный журнал "Астрономия в школе", обеспеченный квалифицированным материалом. Это оправдывалось бы и тем, что во многих школах астрономию преподают но учителя физики, а географы и математики". Этот журнал знакомил бы учителей не только с вопросами методики преподавания астрономии, но и с научными открытиями, проблемами, фактами. Ведь астрономия в настоящее время развивается чрезвычайно быстро. Новейшие достижения скорее всего смогли бы доходить до школ именно через этот журнал.

Правда, родившийся недавно академический журнал "Земля и Вселенная" публикует в этом отношении прекрасный материал 3, но нет никакой уверенности, что он достигает большинства наших школ (Напр., в г. Арзамасе его не имеет в текущем году ни одна школа).

6) Недостаток астрономического оборудования также сдерживает и без того ограниченные возможности в улучшении преподавания астрономии. Судя по результатам опроса, только немногим более половины школ имеют телескопы. Да если к тому прибавить, что в ряде школ имеющиеся телескопы не используются, то получается довольно неутешительная картина. А о том, что такие школы есть, говорят следующие записи в ответах выпускников:
- В нашей школе телескоп есть, но мы в него ничего не наблюдали.
- На уроках физики нам показывали телескоп с зеркалом, а по астрономии мы им не пользовались.
- Телескоп в школе есть, но учительница говорит, что он испортился.

Большую помощь школам в обеспечении астрономических наблюдений смогли бы оказать упоминавшиеся выше народные и школьные обсерватории, о создании которых в последнее время начади появляться сообщения в нашей печати. Но сделано в этом направлении очень мало. В статье В.А Бронштэна "Любительская астрономия в СССР" [51] указывается, что после и III съезда ВАГО (1960 г.) в стране усилилось строительство народных обсерваторий (Новая Прага, Симферополь, Мустамэги и др.). Однако широкого размаха это движение еще не приобрело. Органы народного образования, общественность и научные учреждения но нашли еще необходимых контактов, чтобы этому полезному делу дать ход. А между тем, не существует особых трудностей в создании, например, межшкольных обсерваторий, которые обслуживали бы школы города иди крупного населенного пункта.

В школах-новостройках и в школах, где делаются пристройки к существующим зданиям, руководители школ да и планирующие органы не возражают против размещения на крышах этих зданий астрономических вышек и наблюдательных площадок. Стоимость этого дополнения к новому строительству совсем не обременительна и легко разрешима в пределах местного бюджета. Все дело только в проектной документации, без которой строители обойтись не могут. Но эта трудность легко преодолима. Как уже говорилось выше, Министерством просвещения в свое время был принят типовой проект школьной обсерватории и хранится он в Центральном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования учебных зданий (Москва, Шаболовка, 49, ЦНИИЭП). По требованию любого заказчика институт этот проект может выдать. Остается его на месте только привязать к вновь строящемуся зданию.

Кстати говоря, в городе Арзамасе при участии диссертанта уже оформлена и принята строителями документация на постройку такой обсерватории.

Инициативу в приобретении астрономического оборудования для межшкольных обсерваторий вполне могут взять на себя городские или районные отделы народного образования, в руках которых всегда имеются для таких приобретений централизованные средства. Однако, повторяем, в этом направлении пока мало что делается на местах.

Нельзя не отметить и такой странный в наше время факт, как недостаток в школах печатных пособий по астрономии, а особенно таких, которые нужны для проведения астрономических наблюдений. Нет, например, в местных магазинах "Справочника любителя астрономии" П.Г. Куликовского, "Постоянной части Астрономического календаря". Не дошел до большинства школ и "Учебный звездный атлас" А.Д. Могилко. Только после второго издания в 1965 году появилось в продаже это нужное учителю пособие и то в весьма ограниченном количестве. То же можно оказать и о новой модели подвижной карты звездного неба, школьном астрономическом календаре и др.

В подтверждение этого приведем хотя бы одно выступление, помещенное в "Правде" от 30 октября 1965 года. Учитель С. Артемов из Ростовской области пишет: "Много лет мы мечтаем приобрести "Школьный астрономический календарь", который нужен учащимся десятых классов. Но в станичном культмаге ни разу не было его в продаже, издательства выпускают много полезных книг, а в наш культмаг их присылают очень редко". Об этом же говорится в статье Ю.Н. Клевенского [75], напечатанной в журнале "Земля и Вселенная" N 6 за 1965 г.


1 В.И. Ленин. Соч., т. 15, стр. 485.
2 Взято из журнала "Astronomie in der Schule" N 1, 1965.
3 К тому же на его страницах обсуждаются и проблемы астрономического образования в стране.
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
Публикации со словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [3]
Оценка: 3.1 [голосов: 168]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования