Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Проведение практических работ в курсе астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Глава III. Некоторые демонстрации, предшествующие астрономическим наблюдениям и практическим работам учащихся.

Известно, что в организации и проведении астрономических наблюдений встречаются свои специфические трудности. Порой не удается провести практические занятия из-за погодных условий, иногда этого не позволяет сделать слишком ограниченней бюджет времени, отведенный на астрономию, а то и неблагоприятное взаимное расположение небесных светил.

Поэтому диссертантом были предприняты поиски приемлемой методики проведения некоторых демонстраций и отдельных наблюдений, которые бы в условиях класса давали возможность ознакомить учащихся с наиболее важными астрономическими понятиями, хорошо моделировали бы астрономические объекты и явления, иллюстрировали бы основные методы астрономии.

Особое значение автор придавал астрофизическим понятиям, без которых немыслима современная астрономия как учебный предмет. Это учитывалось как при разработке отдельных классных демонстраций, так и ряда практических работ для учащихся. Такие демонстрации и предварительное моделирование, как показывает опыт, способствуют лучшей организации групповых и индивидуальных вечерних наблюдений (которые будут рассмотрены в IV главе), способствуют более прочному усвоению астрономических знаний учащимися.

Излагая, например, понятие звездной величины, невозможно с достаточной глубиной и ясностью обосновать его, пользуясь только обычной звездной картой (где звезды изображены кружками разных диаметров) или просто догматическим утверждением, что звезды второй величины в 2,512 раза слабее первой, а звезды третьей - в 2,512 раза слабее звезд второй величины. Пока учащимся не будут показаны примеры таких звезд на натуральном звездном небе или близкой к нему модели, до тех пор это понятие будет оставаться далеким от истинного понимания его школьниками.

Точно так же не будет глубоко понят метод спектрального анализа, если ограничиваться только рисунками или таблицами и не демонстрировать, например, солнечный спектр с фраунгоферовыми линиями, позволяющими наглядно увидеть те признаки, по которым безошибочно судят о химическом составе далеких небесных тел.

При рассмотрении астрономических методов определения расстояний полезно продемонстрировать в пределах класса модель солнечной системы и по ней наглядно представить те элементы в треугольнике, которые поддаются непосредственному измерению и те, которые подлежат вычислению.

Получив на уроках в результате таких демонстраций конкретное представление об изучаемом предмете, учащимся будет значительно легче выполнить практическую работу по глазомерной оценке звездных величин, отождествлению спектральных линий Солнца, угловых и линейных размеров Луны или Солнца и др.

Ниже приводится описание некоторых демонстраций, проверенных автором в школьной практике.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
Публикации со словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [3]
Оценка: 3.1 [голосов: 168]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования