Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Проведение практических работ в курсе астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

3.1. Демонстрация звездного неба с помощью светящейся карты.

Известно, что школьный курс астрономии начинается с ознакомления со звездным небом, с изучения наиболее характерных созвездий и их нахождения на небосводе, с разъяснения понятия звездных величин. В этом состоит одна из главных задач изучения астрономии. Однако учитель не всегда имеет возможность с первых же уроков демонстрировать учащимся реальное звездное небо или более-менее приближающуюся к нему модель, чтобы проиллюстрировать изложенное.

Обычная звездная карта, которая в этом случае используется, и даже небо планетария дают только общее представление о звездах, но не позволяют глубоко вскрыть некоторые важные понятия о звездах, о звездных величинах и способах их измерений. Между тем, от правильного и четкого уяснения этих понятий во многом зависит успешное изучение целого ряда других разделов астрономии, а также и эффективность вечерних наблюдений.

Более глубокое и сознательное усвоение этих понятий может быть дано, на наш взгляд, с помощью звездной карты с точечными светящимися звездами различного блеска. Мысль о светящейся карте звездного неба уже была изложена на страницах журнала "Физика в школе" 1.

Здесь дается описание устройства и применения новой модели карты подобного типа, разработанной и опробованной диссертантом в соавторстве с доцентом кафедры астрономии МГПИ имени В.И. Ленина А.Д. Марленским 2. На ней все звезды имеют совершенно одинаковые (точечные) размеры, но благодари особому ее устройству обладают различным блеском. Это весьма приближает картину звездного неба к натуральной и способствует значительному улучшению демонстраций по целому ряду тем.

На всех существующих звездных картах, в том числе и на звездных куполах планетариев, различные по блеску звезды (звездные величины) изображаются кружочками различного диаметра, что само по себе методически нежелательно. Зрительное восприятие такого образа звездных величин вольно или невольно наводит школьников на мысль о зависимости звездных величин от линейных размеров звезд. Карта с точечными источниками света различной интенсивности лишена этого недостатка.

Так как разрешающая способность нашего глаза равна примерно 1', то светящиеся отверстия в карте (имеющие диаметр 0,5 мм) уже с расстояния 2 м воспринимаются как точечные. В самом деле, обозначив через α угол зрения, получим:

Откуда a < 1'.

Карта позволяет продемонстрировать и объяснить, почему звезды на небе, являющиеся фактически точечными источниками света, кажутся нам различными по величине. Более того, с нее можно сделать фотографию и получить объективное подтверждение этого факта.

Как показало пробное применение светящихся карт в школе, на учащихся такое изображение звездного неба производит значительно большее впечатление, чем слабо светящееся небо планетария. Здесь звезды действительно сверкают на темном фоне как лучистые точки, более выразительно оттеняя различие их блеска, и облегчая этим распознавание ярких звезд и знакомых созвездий. Такая карта с самого начала способствует формированию правильных представлений о звездных величинах и методах их измерения.

а) Устройство карты и способы ее демонстрации.

Рис. 2.

Рис. 3. Общий вид
светящейся звездной карты.

Карта представляет из себя кассету 3, состоящую из двух листов тонкой жести, между которыми проложена доска толщиной около 2 см (рис.2). На листе жести с лицевой стороны просверлены одинаковые отверстия малого диаметра (0,5 мм) в соответствии с положением звезд на карте, а на листе с тыльной стороны на глубину всей доски просверливаются отверстия разного диаметра в соответствии со звездными величинами. Для осуществления равномерного светорассеяния между каждым из листов жести и доской прокладывается калька или другая полупрозрачная бумага. Осветив карту с тыльной стороны сильным источником света, наблюдают светящееся звездное небо.

Карту лучше вставить в хорошо подогнанные пазы специального светонепроницаемого ящика, чтобы рассеянный свет от источника не мешал наблюдать звездное небо (рис.3). Такая установка в затемненной комнате обеспечивает хорошую видимость светящихся звезд всему классу.

В качестве осветителя лучше всего установить несколько ламп дневного света. Можно использовать и мощные лампы накаливания (200-500 Вт), но это менее желательно, так как они при длительных демонстрациях перегреваются. Использование для этой дели маломощных ламп накаливания дает заметное цветовое искажение звездного неба (звезда приобретают красноватый оттенок).

Освещение карты можно производить и с помощью любого проекционного фонаря с мощной лампой. Для этого только нужно изготовить легкий фанерный ящик, ограждающий наблюдателей от рассеянного света фонаря.

Наконец, можно такую карту рассматривать и на просвет в окно, укрепив ее на раму, а остальную площадь окна закрыв плотной бумагой или тканью. При хорошем солнечном освещении картина звездного неба бывает значительно лучше, чем от искусственного осветителя. Поэтому вполне возможно изготовлять большие карты-витражи по размеру всего окна и охватывать, таким образом, большую часть звездного неба, а также изображать созвездия в более крупном масштабе.

Несколько замечаний о технологии изготовления карты и о расчете диаметров отверстий для звезд.

Выбрав доску нужных размеров, на нее с одной стороны накладывают оба листа жести один на другой и закрепляют на доске шурупами. Причем, верхний лист предварительно должен быть покрыт черным лаком и хорошо просушен (он будет служить лицевой стороной карты, изображающей звездное небо). Затем накладывают поверх карту с изображением звездного неба (например, из школьного набора таблиц по астрономии), слегка начеркивают будущие места звезд и производят сверление отверстий малого диаметра (0,3 - 0,5 мм) в обоих листах жести.

Сняв верхний лист, сверлят отверстия во втором листе жести на глубину всей доски, подбирая диаметра в соответствии со звездными величинами. Расчет диаметров производится на основании формулы Погсона, устанавливающей зависимость между блеском Е1 и Е2 двух звезд и их звездными величинами m1 и m2 :

Полагая, что блеск звезд на карте будет пропорционален площади отверстий, на которые будет падать свет от осветителя, мы формулу Погсона можем переписать так:

где Д1 и Д2 - диаметры отверстий.

При толщине доски в 2 см для звезд 4-й величины целесообразно взять диаметр отверстия около 1,8 мм. Тогда по приведенной выше формуле легко рассчитать диаметры и для других звездных величин, в том числе и для стандартных звезд сравнения, шкалу которых удобно иметь в нижней части карты.

В этом случае звезды 0-й величины будут иметь диаметр 11,3 мм, 1-й величины - 7,2 мм, 2-й - 4,5 мм, 3-й - 2,8 мм.

Чтобы карта способствовала лучшему усвоению главнейших созвездий, выделяя их конфигурации, на наш взгляд, не следует загромождать ее большим числом звезд. Достаточно нанести звезды до 5-й звездной величины и то только те, которые относятся к наиболее характерным созвездиям.

Для примера приводим таблицу наиболее ярких звезд для двух участков неба (южной стороны зимнего неба и околополярной области) с указанием их видимых звездных величин и соответствующих им отверстий в кассете светящейся карты.

Учитывая, что подобрать сверла всех необходимых размеров весьма затруднительно (да в этом и нет необходимости), для более слабых звезд, отличающихся друг от друга по блеску не более чем на 0,2 - 0,3 звездной величины, отверстия в кассете делаются одинаковыми.

1. Южная сторона зимнего неба.

Наименование звезд Видимая
звездная
величина
Диаметр
отверстия в мм
a Большого Пса -1,58 24
a Возничего 0,21 10,5
b Ориона 0,34 9,7
a Малого Пса 0,48 9,0
a Ориона 0,92 7,4
a Тельца 1,06 7,0
b Близнецов 1,20 6,6
e Большого Пса 1,63 5,4
g Ориона 1,70 5,2
e Ориона 1,75 5,0
b Тельца 1,78
a Персея 1,90 4,5
g Близнецов 1,93
d Большого Пса 1,98
b Большого Пса 1,99
a Близнецов 1,99
o Кита 2,0-10,1 4
z Ориона 2,05
b Возничего 2,07
b Персея 2,2 - 3,5 4,1
c Ориона 2,2
h Большого Пса 2,43
d Ориона 2,48
q Возничего 2,71 3,2
a Кита 2,82
i Ориона 2,87 3,0
i Возничего 2,90
z Персея 2,91
e Персея 2,96 2,8
z Тельца 3,00
g Персея 3,08
d Персея 3,10
z Большого Пса 3,10
b Малого Пса 3,09
e Близнецов 3,18 2,4
m Близнецов 3,19
r Персея 3,2-3,8
h Возничего 3,28
e Возничего 3,3-4,1
l Тельца 3,4-3,9
h Ориона 3,44
d Близнецов 3,51
q2 Тельца 3,62 2,2
e Тельца 3,63
g Кита 3,58
l Ориона 3,66
z Близнецов 3,7-4,3
g Тельца 3,86 1,8
z Возничего 3,9-4,6
d Тельца 3,93
h Персея 3,93
u Персея 3,93
o Персея 3,94
Остальные звезды до 5,0 1,1

Северные созвездия

Наименование звезд Видимая
звездная
величина
Диаметр
отверстия в мм
a Лиры 0,14 10,8
a Волопаса 0,24 10,4
a Лебедя 1,33 6,1
g Кассиопеи 1,6-3,0 5,4
e Большой Медведицы 1,68 5,2
h Большой Медведицы 1,91 4,8
a Большой Медведицы 1,95
b Малой Медведицы 2,24 4,0
a Малой Медведицы 2,5-2,6 3,6
g Лебедя 2,32 3,9
z Большой Медведицы 2,40 3,7
b Большой Медведицы 2,44
g Дракона 2,42
b Кассиопеи 2,42
a Кассиопеи 2,47
g Большой Медведицы 2,54 3,4
a Цефея 2,60
e Лебедя 2,64
e Волопаса 2,70 3,1
d Кассиопеи 2,80
h Волопаса 2,80
h Дракона 2,89
d Лебедя 3,0 2,9
g Волопаса 3,0
b Дракона 3,0
g Малой Медведицы 3,14
b Лебедя 3,24 2,6
z Дракона 3,22
d Дракона 3,24
b Цефея 3,32 2,4
g Цефея 3,42
g Лиры 3,30
d Большой Медведицы 3,44 2,3
b Лиры 3,4-4,3
e Кассиопеи 3,44
d Волопаса 3,54 2,0
h Цефея 3,59
d Цефея 3,6-4,3
m Цефея 3,6-5,1
z Цефея 3,62
e Цефея 3,68
b Волопаса 3,63
a Дракона 3,64
h Кассиопеи 3,64
z Кассиопеи 3,74 1,9
r Волопаса 3,78
r Кассиопеи 4,0
Остальные звезды до 5,0 1,1

б) Использование карты на первых уроках астрономии.

Предлагаемая модель нарты разумеется не может заменить наблюдений натурального звездного неба. Но она хорошо его моделирует, и поэтому значительно облегчает изучение звездного неба учащимися, помогает более рационально использовать время, отводимое на изучение астрономии.

В самом начале курса при знакомстве учащихся со звездном небом учитель прямо на уроке сможет показать в хорошей имитации наиболее характерные созвездия. Это методически более целесообразно, чем иллюстрация неба только обычной картой, где звезды нанесены в виде условных знаков, не отражающих естественного их вида.

Поскольку карта немая, на ней хорошо проводить тренировочные занятия по распознаванию созвездий и нахождению наиболее ярких звезд. Более объективно можно провести и проверку знаний учащимися звездного неба.

Работа в классе со светящейся картой будет вместе с тем и хорошей подготовкой к вечерним наблюдениям звездного неба как групповым, так и самостоятельным. Учащиеся уже будут иметь достаточно ясное представление, что и где надо наблюдать на небе.

После таких занятий проводятся упражнения и по обычной звездной карте, учитывая, что теперь для учащихся она будет менее отвлеченной. За изображениями в виде кружочков разной величины они смогут представить действительные образы звезд.

Опыт показывает, что знакомство учащихся со звездным небом не следует превращать в беспредметное путешествие по созвездиям. Лучше определить некоторый минимум их и требовать, чтобы учащиеся его знали. Таких созвездий можно выбрать 15-20. Это Малая Медведица, Большая Медведица, Волопас, Кассиопея, Цефей, Лира, Лебедь, Орел, Пегас, Андромеда, Персей, Возничий, Орион, Телец, Большой Пес, Малый Пес, Близнецы, Лев и др.

Чтобы показать эти созвездия в классе, необходимо будет иметь хотя бы 3 фрагмента (кассеты) с изображением северной стороны звездного неба, южной стороны осеннего неба и южной стороны зимнего неба.

Особенно следует отметить необходимость последней. Кассета с изображением южной стороны зимнего неба в пределах 2ч - 8ч по прямому восхождению и -40њ - +60њ по склонению во многом будет полезна и в дальнейшем. Во-первых, она содержит довольно характерные и яркие созвездия: Орион, Возничий, Телец, Персей, Большой Пес, Малый Пес, Близнецы и др. и во-вторых, в этих созвездиях находятся такие интересные объекты, как Сириус - самая яркая звезда неба, звезда Бетельгейзе - красный гигант, Капелла - звезда, близкая по спектральному классу к Солнцу, Алголь - затменно-переменная, Мира Кита - долгопериодическая переменная, звездные скопления Плеяды и Гиады, диффузная туманность в Орионе и др.

Определение местоположения этих объектов среди звезд по карте значительно облегчает наблюдение их на небе.

Наряду с изучением созвездий, на первых же уроках дается понятие звездной величины. Однако усвоение этого понятия для учащихся представляет большие трудности. Это объясняется тем, что для них здесь остается не раскрытой зависимость между блеском звезды (т.е. величиной, характеризующей энергию раздражения) и ощущением, которое мы выражаем через звездную величину. Как известно, эта зависимость выражается психо-физиологическим законом Вебера-Фехнера: если раздражения возрастают в геометрической прогрессии, то ощущения возрастают в прогрессии арифметической. С помощью светящейся карты оказалось возможным пояснить эту зависимость и более глубоко вскрыть ее смысл. Для этого с помощью селенового фотоэлемента с усилителем5 и зеркального гальванометра производят измерения фототока у двух звезд (например, 1-й и 2-й звездной величины) и показывают, что отношение освещенностей, даваемых этими звездами, равное отношению фототоков, будет составлять примерно 2,5, на что и указывается в учебнике.

Правда, фотометрирование звезд непосредственно на карте представляет определенные трудности. С одной стороны, световой поток от таких звезд мал, с другой - с усилителем трудно добиться стационарного положения нуля гальванометра, он все время смещается. Поэтому для демонстрации фотометрии звезд нами использовалась и другая установка. Для этого изготовлялась малая модель такой же звездной карты, которая вставлялась в эпидиаскоп подобно диапозитиву. Полученные от нее на экране изображения звезд (значительно большей яркости) фотометрировались уже без усилителя с помощью такого же вентильного фотоэлемента СФ-10 с микроамперметром. В этом случае показания прибора были устойчивыми и позволяли быстро и более надежно получать значения фототоков. На такую кассету обычно наносится одно какое-либо созвездие или шкала звездных величин от 1-ой до 5-ой.

Рис. 4.

Так как толщина кассеты не позволяет вставлять ее в эпидиаскоп вместо рамки с диапозитивами, то для проектирования ее пришлось поместить в коробку объективодержателя (рис. 4). Размеры кассеты в соответствии с размерами коробки 108х122 мм. Изображения звезд необходимо получать на расстояние не более 2 м (чтобы они получались точечными). Для этого объектив эпидиаскопа приходится укреплять на рейторе и отодвигать от кассеты на 25-30 см. Удобнее использовать для этого более короткофокусный объектив от универсального проекционного фонаря (F=136 мм), который можно надевать прямо на трубку объективодержателя эпидиаскопа.

Приводим результаты фотометрирования шкалы звездных величин, нанесенной на одну из таких кассет.

Звездные
величины
Фототок в мА Отношение фототоков
1-я 50 50 40 2,1 2,0 2,2
2-я 24 25 18 2,4 2,8 2,6
3-я 10 9 7 2,5 2,3 -
4-я 4 4 -      

С помощью такого приспособления оказалось возможным наглядно продемонстрировать один из важнейших методов астрономии принцип фотоэлектрической фотометрии. Для этого была использована кассета с созвездием Орион и произведено измерение фототоков некоторых его звезд.

Результаты этих измерений показаны в следующей таблице.

Наименования
звезд
Фототок
I в мА
a Ориона 50
g Ориона 27
d Ориона 12
l Ориона 5

Полагая, что отношение освещенностей, даваемых звездами, равно отношению фототоков

и что находим:

Если для одной из звезд (например, для a Ориона) звездная величина известна, то другие звездные величины легко отсюда могут быть вычислены. В самом деле, ma= 0,92. Тогда mg= 1,59; md= 2,47; ml= 3,42, что не так уж далеко от их истинных значений.

Вместо селенового фотоэлемента для целей фотометрии нами использовались и фотосопротивления. Их преимущество в том, что они обладают большей чувствительностью, а это важно для таких слабых источников света, какими являются точечные "звезды" на карте. Фотосопротивление типа ФС-К1 (из школьного набора полупроводниковых приборов) включалось в цепь постоянного тока напряжением 50-100 B по следующей схеме:

Световая характеристика ФС-К1 такова, что оказалось необходимым при измерениях слабых фототоков создавать дополнительное рассеянное освещение. При этом чувствительность фотосопротивления повышается. А так как величина фототока от рассеянного света остается неизменной, то ее легко исключить из суммарного фототока.

Вот один из результатов фотометрирования звезд Ориона с помощью фотосопротивления:
a - 12 mА,
b - 22 mА,
g- 6 mА,
e - 7 mА.

Вычисления разности звездных величин дали следующие значения:
ma-mb= 0,63 (в действительности 0,58),
mg-ma= 0,75 (в действительности 0,78),
me- mb = 1,2 (в действительности 1,4).

Таким образом, демонстрация фотоэлектрической фотометрии не только способствует более глубокому пониманию одного из наиболее точных и объективных методов современной астрономии, но дает возможность на светящейся карте с достаточной для учебной практики степенью точности проводить сравнение звезд по их блеску.

Показывая, что все отверстия на карте совершенно одинаковы так же, как и угловые диаметры звезд на небе, убедительно доказываем, что звездная величина не связана с размерами звезд. Кажущееся расширение изображений более ярких звезд объясняется свойствами нашего глаза и является чисто физиологическим эффектом, к которому мы еще вернемся при рассмотрении астрофотографии.

Чтобы закрепить понятие звездной величины и научиться применять ее для глазомерной оценки блеска звезд, учитель с помощью светящейся карты сможет показать в классе в спокойной рабочей обстановке (а не так, как это бывает под открытым небом), как разнятся в блеске звезды, отличающиеся на одну, на две, на три звездных величины. Обратит внимание на наиболее яркие звезды (близкие к нулевой и первой величине), проведет упражнение по определению звездных величин, пользуясь шкалой сравнения, имеющейся на карте, или звездами, у которых звездная величина известна.

Эта работа также будет способствовать лучшему проведению вечерних наблюдений.

в) Применение светящейся карты для иллюстрации метода астрофотографии

Рис. 4а.

В школьных условиях получить хорошую фотографию звездного неба из-за трудностей гидирования фотокамеры - дело весьма трудное. Однако сравнительно легко удается получить фотографии искусственного звездного неба со светящейся карты (рис.4а). Такие фотографии могут служить хорошей иллюстрацией к методам астрономии и в частности к методу астрофотографии. Благодаря правильному соотношению звездных величин, изображенных на карте, сходство снимка с натуральным звездным небом получается чрезвычайно близким. Даже специалисты астрономии не сразу могут распознать, что снимки сделаны с искусственного звездного неба.

Демонстрируя учащимся такой снимок, мы обращаем их внимание на следующее обстоятельство.

Хотя все звезды на карте представляют из себя точечные источники света одинакового диаметра, на негативе они получаются кружочками различного диаметра и различной степени почернения. Это и позволяет производить фотометрирование звезд объективными методами, т.е. определять по фотографиям их звездные величины с помощью фотоэлектрических приборов.

Для получения такой фотографии со светящейся карты на пленку чувствительностью 65 единиц при полностью открытой диафрагме экспозиция составляет 2-3 мин.

Здесь же обращаем внимание учащихся на тот важный факт, что получение на фотографии кружочков звезд разных диаметров при совершенно одинаковых диаметрах звезд на карте объясняется свойствами фотоэмульсии и никак не связано с размерами звезд. Это свойство состоит в том, что при проявлении восстанавливается галоидное серебро не только того зерна, на которое подействовал свет, но и соседних. Происходит так называемое фотографическое расширение изображения, пропорциональное интенсивности света и времени экспозиции. Когда мы наблюдаем звезды глазом, у нас создается такое же впечатление. Нам кажется, что более яркие звезды имеют большие угловые размера. Это тоже объясняется свойством самого глаза - иррадиацией, состоящем в кажущемся расширении яркого объекта за пределы истинного изображения. Явление иррадиации сказывается особенно сильно на точечных источниках света, какими являются звезды. Наблюдая искусственное звездное небо, учащиеся непосредственно в этом убеждаются. Учителю остается только подчеркнуть, что в этом и лежит причина того, что логарифмические числа, характеризующие блеск звезд, назвали звездными величинами и что этот термин, таким образом, связан с чисто физиологическим эффектом иррадиации.

г) Демонстрация переменных звезд

Один из интереснейших разделов астрономии - переменные звезды - также можно проиллюстрировать на светящейся карте.

С помощью простого приспособления можно показать изменение блеска переменной, провести глазомерное определение ее звездной величины по близким к ней звездам сравнения и объяснить механизм затменно-переменных звезд.

Для этого лучше взять карту с созвездием Персей и с тыльной стороны карты у затменно-переменной звезды Алголь (b Персея) установить подвижную заслонку (рис. 5), прикрывающую собой отверстие звезды.


Рис. 5.

Изменяя положение заслонки, добиваются различного блеска звезды в пределах от 2,2 до 3,5 видимой звездной величины в соответствии с видимым изменением блеска этой звезды на небосводе.

Упрощая механизм затмения Алголя, предполагаем, что звезда загораживается непрозрачным диском такого же диаметра.

Тогда расчет фазы затмения производится следующим образом:

где Sз - площадь закрытой части диска звезды, равная удвоенной площади сегмента с высотой h, а R - радиус отверстия.

Выразив Sз через R и h, получим:

где

Так как в выражении для j переменной будет только высота сегмента h , то мы можем построить график зависимости фазы затмения от высоты сегмента (рис.6).


Рис. 6. График зависимости изменения блеска
Алголя на светящейся карте от высоты
сегмента h заслоняющего круга.

Пользуясь этим графиком, мы легко потом по положению указателя на заслоняющем диске сможем определить фазу затмения. И наоборот, для установления данной фазы найдем по графику, на какое расстояние надо подвинуть ручку, помня, что оно равно 2k.

На этот же график следует нанести и соответствующие фазам затмения звездные величины переменной. Они вычисляются по приведенной выше формуле Погсона:

Здесь S0 - наибольшая площадь отверстия;
m0 - cоответствующая ему звездная величина (для Алголя - 2,2)
Si- площадь не закрытой части отверстия,
mi - соответствующая ей звездная величина.
Обе эти шкалы удобно иметь и на самой карте (см. рис.5), где можно сразу устанавливать нужную звездную величину, или, при упражнениях в определении блеска переменной, контролировать правильность ответов.

Рис. 7. Фотография
созвездия Персея со
светящейся карты.
Алголь в максимуме
блеска.

Кроме визуальной оценки блеска переменной очень полезно применить здесь и фотографический метод. На фотографиях, полученных с карты, отчетливо обнаруживается различие в блеске Алголя (рис. 7), а приближенное определение его звездной величины довольно легко сделать по близким к нему звездам сравнения g и d Персея, имеющим примерно 3-ю звездную величину, или по шкале звездных величин.

Интересными оказались и такие упражнения по определению блеска переменной. С помощью эпидиаскопа с малой кассеты были спроектированы на экран переменная (блеск которой можно изменять заслонкой) и звезды сравнения, условно изображавшие 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю звездные величины.

Установив блеск переменной между какими-нибудь двумя звездами сравнения и оценив визуально ее блеск по методу Аргеландера-Блажко, мы проводим затем объективную проверку найденного результата с помощью фотоэлемента и зеркального гальванометра.

Вот пример таких измерений, проведенных на одном из внеклассных занятий.

1) Установлена звездная величина переменной между 2-ой и 3-ей, чуть ближе ко 2-ой. По глазомерной оценке она была определена как 2,4. Измерения фототока дали такие значения:

Iпер= 8 ед., I2 = 12 ед.

Произведя вычисления по формуле

получили Dm»0,4.

Следовательно, mпер=2,4

2) Блеск переменной между 3-ей и 4-ой звездной величиной. По глазомерной оценке m = 3,5. Проверка по фототоку Iпер= 3 ед., I3 = 5 ед.

Отрадным результатом такого занятия явилось то, что у школьников возрос интерес к наблюдению звездного неба. Несколько участников этих занятий в первой благоприятный вечер определяли звездную величину Алголя в минимуме блеска.

Так, 8 сентября 1965 года около 22 час. по московскому декретному времени пятью наблюдателями были получены следующие оценки его блеска (хотя и довольно приблизительные): 3,3; 3,2; 3,4; 3,2 и 3,5. Пользуясь школьным астрономическим календарем, они выбрали последующие благоприятные для наблюдения моменты минимума блеска этой переменной, чтобы повторить свои измерения.

Таким образом, все описанные выше применения светящейся карты позволяют считать ее полезным учебно-наглядным пособием, дающим возможность более эффективно проводить уроки астрономии.

Изображение на ней звезд в виде светящихся точек разного блеска имеет неоспоримое преимущество перед обычными звездными картами и даже в известном смысле перед звездным небом планетария.

Поскольку большинство школ пока не имеют возможности пользоваться планетариями, такая карта могла служить для них своеобразным миниатюрным планетарием. Пусть на нем нельзя показать всей небесной сферы и ее движения, но яркое изображение основных созвездий с правильной передачей блеска звезд, демонстрация звездных величин и способов их измерения, применение методов астрофотографии, демонстрация переменных звезд - все это важнейшие астрофизические понятия, без которых нельзя обойтись в современном курсе астрономии.


1 А.Д. Марленский. "Звездная карта со светящимися цветными звездами". "Физика в школе", N 1, 1965 г.
2 Карта рассматривалась Учебно-методическим Советом Министерства просвещения РСФСР и признана полезным учебно-наглядным пособием для средней школы.
3 Размер кассеты примерно 45 x 60 см.
4 Диаметры отверстий для переменных взяты по максимуму блеска.
5 Нами использовался универсальный усилитель, выпускаемый кафедрой электротехники МГПИ им.Ленина.
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
Публикации со словами: диссертация - движение планет - движение Луны - движение Солнца - Солнечные пятна - Секстант - угломерный инструмент - актинометр - спектроскоп - теодолит - зрительная труба - телескоп - демонстрации - школьный атлас - численное моделирование - звездное небо - звездная карта - лабораторные работы - практические работы - курс астрономии - преподавание астрономии - методика преподавания
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [3]
Оценка: 3.1 [голосов: 168]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования