Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Рисунки И.С. Шкловского Рисунки И.С. Шкловского
17.01.2019 10:26 | Astronet

Выдающийся советский астрофизик Иосиф Самуилович Шкловский (1916 – 1985) принадлежал к тому типу ученых, которые любят и умеют шутить. В воспоминаниях знавших Иосифа Самуиловича сохранилось немало примеров его шуток и остроумных, хотя порой довольно едких, высказываний. Многим известен сборник его воспоминаний «Эшелон», вышедший по частям в журнале «Химия и жизнь» в 1988–92 гг., а в 1991 г. – отдельной книжкой. В коротком предисловии Шкловский пишет, что ученым стал случайно, а хотел стать художником-портретистом. Вряд ли эти слова следует воспринимать всерьез, но в каждой шутке нередко содержится и нечто серьезное.

В предлагаемой публикации мы хотим познакомить вас с еще одним образцом юмора Иосифа Самуиловича – его дружескими шаржами, регулярно появлявшимися в знаменитой некогда стенгазете ГАИШ – «Владилена».

Этот материал уже был опубликован на сайте ГАИШ, но мы решили повторить публикацию в Астронете, где ее увидит больше читателей. Кроме того, здесь вы можете кликнуть на каждую картинку и посмотреть ее с высоким разрешением.

В наше время стенгазеты сохранились, пожалуй, только в школах, и то далеко не во всех. А когда-то это было весьма популярным способом общения, критики, воспитания в самых различных коллективах. Так сказать, прообраз современных интернет-форумов. Естественно, своя стенгазета была и в ГАИШ. Назвали ее «Владилена» («Владимир Ленин», есть такая малая планета, открытая, по странному совпадению, в год рождения И.С. Шкловского – в 1916 г., правда, название свое получила несколько позже, в год смерти В.И. Ленина – в 1924-м.). Появилась стенгазета в ГАИШ в знаменательное время, в конце 1944 г. К победному концу шла Великая отечественная война. Возвратившиеся в 1943 г. из эвакуации сотрудники и студенты ГАИШ включались в научную и бытовую жизнь Москвы, еще военной, но уже дышавшей приближающейся Победой (после первого — в честь освобождения Орла и Белгорода — салюта 1943 года, открывшего целую предпобедную серию их…). «Владилена» просуществовала до конца 1980-х, последние тексты для неё набирались уже на первых в ГАИШ компьютерах.

Наряду с текстами видное (во всех отношениях) место в газете занимали рисунки на злобу дня. Ее главным иллюстратором стал И.С. Шкловский, не только уже известный астрофизик, но и незаурядный карикатурист с острым взглядом на окружающие события гаишевской жизни. Собранные на отдельных листах, переплетенных в альбом, они хранятся теперь в Краснопресненской обсерватории (Музее ГАИШ), то есть в том самом месте, где начиналась некогда аспирантская, научная и педагогическая (в т.ч. его первые лекции по новой для МГУ радиоастрономии) деятельность Иосифа Самуиловича.

Представленные здесь рисунки И.С. Шкловского не только отражают еще одну грань его таланта, но и напоминают о той поре (а современную молодежь знакомят с нею), когда еще не очень большой коллектив ГАИШ, «из дальних странствий возвратясь», жил единой дружной семьей, где наука тесно переплеталась и с немалыми бытовыми заботами, и с творчеством (маститые профессора участвовали в драматической самодеятельности, а чуткий к слову П.Г. Куликовский блистал в своих выступлениях целым соцветием забавных выражений, почерпнутых им из научных докладов коллег...). Многое из этой жизни нашло отражение и в рисунках-шаржах И.С. Шкловского.

Эта публикация его рисунков подготовлена сотрудниками Краснопресненской лаборатории и Музея ГАИШ (И.К. Лапиной – копирование и компьютерная обработка рисунков, А.И. Еремеевой и Ю.Л. Менциным – комментарии к ним, работу завершила И.В. Миронова). Мы попытались по мере возможности сделать к рисункам пояснения, понимая, что они будут небесполезны нынешним гаишанам и особенно студентам. Ведь некоторым рисункам Шкловского более 70 лет! Люди старшего поколения в пояснениях, конечно, не нуждались бы. Но мало их осталось среди нас. Составители глубоко признательны сотрудникам ГАИШ послевоенного времени за внесенные поправки и дополнения. Так, вряд ли бы появились комментарии к некоторым рисункам без помощи наших замечательных астрономов-ветеранов Галины Александровны Пономаревой и Ольги Дмитриевны Докучаевой. В свои более чем преклонные годы (Галине Александровне в День Победы в 2016 г. исполнилось 89 лет, а Ольга Дмитриевна 22.12.2015 г. отметила 90-летний юбилей!) они не утратили деятельного интереса к своему ГАИШ, а главное – сохранили в своей памяти давние события из его многогранной жизни. Дополнительным источником сведений об истории ГАИШ стали воспоминания Натальи Борисовны Григорьевой («Сорок лет в стенах Московской университетской обсерватории»./ ИАИ (Истор.-астрон.исслед.). Вып.XXIV, 1994, 352– 370), астрономическая справочная литература, даже Интернет, а порой и срочные консультации по телефону (к работе подключились и наш отдел кадров — Татьяна Викторовна Матвейчук, и дочь акад. В.Г.Фесенкова Лидия Васильевна). Таким образом, подготовка публикации, посвященной И.С.Шкловскому-художнику, стала настоящим коллективным трудом, который мы и выносим на суд читателя и зрителя.

Стихи, прямо скажем, не пушкинские, но главное – из них видно, что написаны они, когда еще шла война – упоминаются «недобитые немцы». Судя по отметке в альбоме, куда перенесли рисунки, это 1944 г., видимо, уже конец года.

Наш известный «солнечник» и астрофотометрист д.ф.-м.н. Евгения Яковлевна Бугославская (1899–1960), очевидно, внушает правила нового месткома кому-то из нерадивых сотрудников в зимнем одеянии (в ГАИШ с печным отоплением бывало очень холодно), нарушающему эти правила. Ну, а борьба с курением, как известно, продолжается и по сей день...

В годы войны вся свободная территория ГАИШ на Пресне (на южном склоне) была превращена в огороды. Они служили подспорьем для сотрудников еще и в 45-м. Но человеческая природа неисправима – урожай порой успевали раньше «убрать» более ловкие гаишевские соседи, оставляя огородникам-ученым лишь «видимое ничто» (вершки от морковки и картошки)

В первые послевоенные годы в старом ГАИШ на Пресне были нередки проблемы с электричеством (к тому же электричество еще веерно отключали и в самой Москве). Но местные неполадки удавалось устранять Митрофану Степановичу Звереву (1903 –1991, в 1945–1951 гг. зам. директора ГАИШ). На верхнем рисунке в синем платье Е.Я.Бугославская (в образе «носящейся Женечки»...). А внизу в темноте ‒ гаишане греются у печки.

Редактор «Владилены» Наталья Борисовна Григорьева (1913 – 1990), не только сотрудник ГАИШ, но и заботливый воспитатель и покровитель студенческого народа, «милостиво» готова принять очередную заметку от очередного автора, в роли которого, похоже, выступает проф. Сергей Николаевич Блажко (1870 – 1956)

Видимо, типичная ситуация с 15-дюймовиком в обсерватории старого ГАИШ: шестиметровая труба телескопа, которую, зацепив инструмент за единственно доступный ее росту искатель, старается повернуть кто-то из наблюдательниц, «взнуздав» его, как строптивого коня, сопротивляющегося, несмотря на все старания и даже заботу (см. мешок овса справа) ... А на следующем рисунке художник, вероятно, предлагал шутливый проект более «управляемой» установки для наблюдений («Культурная кобыла») ... Кстати, слева под мордой лошади, можно заметить его автограф.

Четыре рисунка разных лет под общим заголовком

Мечты Сергея Владимировича Орлова (1880 – 1958, в 1943 – 1952 годах директор ГАИШ и зав. отделом комет) в предвкушении переезда института на Воробьевы (тогда Ленинские) горы. 1952г.

Назначенный в 1952 г. директором ГАИШ проф. Борис Васильевич Кукаркин (1909 – 1977) уже год спустя тяготился этой административной должностью.

Андрей Борисович Северный (1913 – 1987) – известный астрофизик, сотрудник ГАИШ в 1938 – 1946 гг. (впоследствии, с 1952 г. директор Крымской астрофизической обсерватории АН СССР, с 1968 г. академик, вице-президент МАС (1964 – 1970). Мечтая попасть в Нью-Йорк, он, однако, заранее «свысока» и в духе времени сравнивает его (словами Маяковского) с Конотопом, провинциальным городком в Сумской области.

Сцена из студенческой практики – рвение студентов к участию в наблюдениях. В качестве руководителя практики выступает Е.Я.Бугославская.

Еще четыре рисунка из разных выпусков газеты: